Статья

Российский ритейл сокращает затраты на ИТ?

Интеграция Ритейл Внедрения Розница
мобильная версия

Розничная торговля по-прежнему остается одной из самых динамичных и высокодоходных отраслей российской экономики, и в условиях экономической стабилизации последних лет ситуация здесь только улучшается. В то же время все более очевидными становятся кризисные явления. В этой связи компании стараются минимизировать свои издержки, в том числе и за счет ИТ. С другой стороны, "ядро" российской розницы уже автоматизировало свои основные бизнес-процессы и сейчас только поддерживает внедренные ранее ИС. Основные проблемы, тенденции и перспективы информатизации российского ритейла обсуждались в рамках круглого стола "Информатизация розницы в эпоху укрупнения", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.

Александр Заржецкий: RFID очень сильно изменит всю розничную торговлю

На вопросы CNews ответил Александр Заржецкий, руководитель департамента автоматизации предприятий непродовольственной розницы компании "1С-Рарус".

CNews: Как вы оцениваете долю ИТ-расходов относительно общих затрат в ритейле? Какова динамика? Чего ждать в ближайшее время?

Александр Заржецкий: По нашим наблюдениям, ИТ-бюджеты большинства розничных торговых предприятий достаточно стабильны и склонны к небольшому росту, обусловленному ростом стоимости услуг внешних ИТ-компаний. До самого последнего дня я не знаю ни одной торговой компании, которая бы объявила о сокращении ИТ-бюджета или отказалась бы от выполнения какого-то ранее запланированного ИТ-проекта. Возможно, что в ближайшее время некоторые компании и задумаются над этим вопросом: идея всемерного сокращения затрат как способа повышения рентабельности торгового бизнеса давно "витает в воздухе" и значительно усиливается, мягко выражаясь, нестабильностью российского и мирового рынка. Однако, по моему мнению, значительное сокращение ИТ-бюджетов затронет только очень ограниченное количество компаний, для которых такое действие будет последней попыткой "удержаться на плаву" в условиях кризиса. Большинство же компаний, скорее всего, оставят ИТ-бюджеты без изменения. Относительно доли ИТ, думаю, вопрос стоит переадресовать к представителям торговых компаний.

CNews: Какие ИТ-решения наиболее востребованы отечественной розницей?

Александр Заржецкий: Спрос на решения, позволяющие автоматизировать процессы бюджетного планирования, анализа исполнения бюджетов и полноценного управления предприятием на основе утвержденных бюджетов. Спрос на решения такого уровня постоянно растет и все большее количество торговых компаний решаются на крупные ИТ-проекты внедрения соответствующего программного обеспечения. Характерно, что если еще год-два назад эти темы волновали только торговые сети федерального масштаба, то теперь подобные задачи ставят даже не очень крупные торговые предприятия, объединяющие всего несколько магазинов.

CNews: Как вы считаете, насколько большой прорыв может совершить внедрение и использование RFID-меток? Что препятствует этому? Стоит ли ожидать изменений в ближайшем будущем?

Александр Заржецкий:Да, я думаю, что RFID очень сильно изменит всю розничную торговлю в будущем. Но, по моим представлениям, это произойдет лет через 10-15. Хотя первые магазины, использующие эти технологии, вполне могут появиться в самое ближайшее время: интерес розницы к RFID достаточно велик. Я не вижу непреодолимых препятствий на пути розницы к использованию RF-меток. Просто нужно время, за которое эти технологии прочно войдут в жизнь: метки подешевеют, оборудование и сами метки будут доступны не только в Москве, но и на территории всей России, производители и поставщики обеспечат маркировку своей продукции RF-метками. Одним словом, RFID-технология должна пройти тот путь, который прошла технология внедрения штрихового кодирования в российской торговле: от "модной диковинки" начала 90-х до повсеместного использования в наше время.

CNews: Считаете ли Вы, что время "больших ИТ-покупок" в отрасли прошло?

Александр Заржецкий:Я допускаю, что большая часть ритейлеров уже внедрила систему оперативного и бухгалтерского учета. Но процент компаний, которые приобрели и, в полном объеме внедрили полноценные ERP-системы – крайне небольшой. Я уверен, что нас и наших клиентов ждет еще очень много одновременно и достаточно трудных и очень интересных проектов автоматизации.