Статья

Российский ритейл сокращает затраты на ИТ?

Интеграция Ритейл Внедрения Розница
мобильная версия

Розничная торговля по-прежнему остается одной из самых динамичных и высокодоходных отраслей российской экономики, и в условиях экономической стабилизации последних лет ситуация здесь только улучшается. В то же время все более очевидными становятся кризисные явления. В этой связи компании стараются минимизировать свои издержки, в том числе и за счет ИТ. С другой стороны, "ядро" российской розницы уже автоматизировало свои основные бизнес-процессы и сейчас только поддерживает внедренные ранее ИС. Основные проблемы, тенденции и перспективы информатизации российского ритейла обсуждались в рамках круглого стола "Информатизация розницы в эпоху укрупнения", организованного CNews Analytics и CNews Conferences.

Сергей Щербина: Время по-настоящему крупных проектов в автоматизации розницы только начинается

На вопросы CNews ответил Сергей Щербина, директор по маркетингу ГК "Сервис Плюс".

CNews: Как вы оцениваете долю ИТ-расходов относительно общих затрат в ритейле? Какова динамика? Чего ждать в ближайшее время?

Сергей Щербина: Доля затрат на ИТ в последние годы достаточно стабильна и составляет для различных типов розничных предприятий от 0,5 до 1,5%. Традиционно более половины затрат составляют закупки ИТ и специализированного оборудования (кассовых и фискальных решений, специализированных принтеров, весов и пр). В целом, при условии сохранении благоприятной макроэкономической ситуации, мы оцениваем рост этого сегмента ИТ-рынка на уровне 18-20% в год.

CNews: Какие ИТ-решения наиболее востребованы отечественной розницей?

Сергей Щербина: Сейчас востребованы как решения для автоматизации магазинов, так и для управления сетью в целом. Изменяется и традиционное разделение на фронт- и бэк-офисные решения. Становятся более популярными архитектуры ИС розничной сети. Включающие так называемый middle-офис, позволяющий оставить на уровне магазина только те функции ИС, которые непосредственно "привязаны" к нему, вынеся остальное на уровень корпоративного центра. Это даст возможность не только повысить прозрачность на всех уровнях управления, но и обеспечит большую гибкость и масштабируемость при развитии и расширении сети. В последнее время растет спрос и на услуги по открытию новых магазинов, обучению персонала, что неудивительно, так как при экспансии в регионы розничные сети сталкиваются с нехваткой кадров особенно остро.

CNews: Как вы считаете, насколько большой прорыв может совершить внедрение и использование RFID-меток? Что препятствует этому? Стоит ли ожидать изменений в ближайшем будущем?

Сергей Щербина: Технологию RFID уже вряд ли является новой - она начала применяться около 15 лет назад, и сейчас ежегодно используется несколько миллиардов меток. Мировая практика показывает, что истинная выгода о применения RFID возникает, когда в проекте участвую как производители, так и дистрибуторы и ритейлеры. Вместе с тем, время настоящего массового использования этой технологии еще не настало. Одним из главных факторов, ограничивающих применение RFID, является относительно высокая стоимость самих меток (по сравнению с традиционными штриховыми кодами), что пока делает экономически нецелесообразным их применение, например, при маркировке розничных товаров. В то же время, их применение абсолютно оправдано в логистических процессах, для маркировки оптовых грузов. По мере снижения стоимости меток (а этот процесс идет постоянно), можно ожидать все большего проникновения этой технологии в новые сферы. Ожидается, что это может произойти уже в ближайшие 3-5 лет. Кроме того, появление в нашей стране успешных реализаций, рост числа специалистов в области RFID, а также решение ряда технологических вопросов (в частности, с совместимостью различных реализаций на уровне радиочастот) подстегнет интерес к этой технологии со стороны рынка.

CNews: Считаете ли Вы, что время "больших ИТ-покупок" в отрасли прошло?

Сергей Щербина: Время по-настоящему крупных проектов в автоматизации розницы только начинается. И основным стимулом здесь станет необходимость реальной интеграции внутри крупных федеральных и региональных сетей. Ведь если вопросы автоматизации на уровне отдельных магазинов уже решаются достаточно успешно, то примеров внедрения бизнес-систем, охватывающего большинство аспектов деятельности розничной сети, пока не так много. Это касается как инфраструктуры, так и прикладных решений верхнего уровня, без которых невозможно получение всех тех преимуществ, которые дают крупные сетевые форматы.