Статья

ИКТ в ТЭК: дело государственной важности

Телеком Бизнес Конференции Информационное общество Мобильная связь Инфраструктура Законодательство Финансовые результаты
мобильная версия

Сегодня в энергетическом секторе сложилась непростая ситуация. С одной стороны, уровень ИТ уже настолько высок, что позволяет эффективно внедрять различные системы управления, успешно проводить процессы интеграции и консолидации энергопредприятий, создавать информационные системы на государственном уровне. С другой стороны, резкие колебания цен на рынке нефти и газа, постепенное истощение нефтегазовых ресурсов заставляют ведущие корпорации пересматривать свою политику. О новых методологиях и стандартах, проблемах и путях их решений говорили участники конференции "ИКТ в ТЭК", организованной CNews Conferences и CNews Analytics.

Константин Пивоваров: Можно отметить рост проектов, инициируемых не ИТ-службами, а функциональными заказчиками

CNews: Какие ИТ-решения, по вашему мнению, наиболее востребованы предприятиями ТЭК в настоящее время?

Константин Пивоваров: Непростой вопрос! Предприятия ТЭК достаточно разнородны и в целом находятся на разных стадиях освоения ИТ-инструментов. Для кого-то уже актуальна сквозная автоматизация процессов на всех уровнях управления, от технологии до корпоративной стратегии, а кто-то все еще внедряет бухгалтерию. В целом ситуация с ИТ мало изменилась за последние несколько лет. Разве что стало меньше «экспериментальных» проектов, когда заказчик «добровольно» становится полигоном для обкатки новых технологий. Из положительных тенденций можно отметить рост проектов, инициируемых не ИТ-службами, а функциональными заказчиками. Зачастую, как это ни странно, именно ИТ-службы по разным причинам начали становиться преградой для того или иного проекта автоматизации, востребованного бизнесом.

Что касается востребованных ИТ-решений, то не перестают быть нужными такие традиционные направления, как финансы, МТО, кадры и т.д. Это удивительно, учитывая уже почти 15-ти летнюю историю вопроса, но по разным причинам это так. К сожалению, отсутствие этого базиса здорово тормозит дальнейшее развитие ИТ. Однако мы наблюдаем рост интереса к технологиям, помогающим принимать оптимальные решения в области эксплуатации и ремонтов оборудования.

ТЭК – область фондоемкая и сильно зависящая от состояния этих фондов. Износ велик, и ситуация с каждым годом только ухудшается, нормативная база отстает от жизни, денег больше не становится! Налицо реальная потребность в неких подходах и инструментах, помогающих удерживать надежность оборудования в имеющихся условиях и ограничениях. Наиболее адекватный подход основан на методах управления рисками, применением которых в области эксплуатации и ремонтов и занимается наша компания.

Константин Пивоваров, технический  директор компании РСМ-системы.
Константин Пивоваров, технический директор компании РСМ-системы.

CNews: У предприятий ТЭК традиционно сильны собственные ИТ-подразделения. Как меняются подходы к построению взаимодействия между ними и внешними ИТ-поставщиками?

Константин Пивоваров: Здесь ситуация также не однозначна. Мне кажется, что сила или слабость собственного ИТ-подразделения во многом зависит не столько от политики компании, сколько от энергичности конкретных личностей, работающих в конкретных компаниях. Там, где CIO силен – там и департамент крупный и сильный. Другим фактором роста собственных ИТ-служб является внедренная система SAP, широко распространенная в нашем ТЭК. Поддержка этой системы никогда не была простым делом!

Меняет ли это отношения с поставщиками? В целом нет: заказчик по-прежнему хочет получить за свои деньги больше, чем договаривались, подрядчик по-прежнему желает подписать акты и побыстрее уйти! Насколько в результате этих «теплых отношений» будут достигнуты цели проекта, зависит от ясности и однозначной трактовки требований заказчика, грамотного управления проектами, умения и энергии участников.

CNews: Какова динамика спроса на ИТ-аутсорсинг в секторе ТЭК в последние годы?

Константин Пивоваров: На мой взгляд, ситуация достаточно стабильная. Те, кто хотели вывести свои ИТ-функции на аутсорсинг, уже это сделали. Кто не хотел – вроде как и не собирается этого делать. Какие-то новые формы в этой области возможны при реальном расширении роли ИТ в управлении бизнесом. Например, одним из возможных сценариев будет уход в аутсорсинг многих ИТ-функций управления фондами вместе с выводом в аутсорсинг самих ремонтов. Т.е. компания будет платить своему ремонтному подрядчику не только за ремонты, но и за то, что они будут вести базу данных оборудования и т.д.

CNews: Спасибо.