Судьба Ан-70: торжество старого над новым
Отказавшись от продолжения разработки самолета Ан-70 уже на последней, финальной стадии проекта, Россия логичным образом оказалась вынуждена продлевать сроки эксплуатации ветшающих уже не один десяток лет советских машин. Назывались и другие вероятные причины разрыва кооперации – например, желание хоть чем-то ответить Украине на желание ее нынешнего руководства вступить в НАТО. Существует мнение, что самолет класса Ан-70 действительно нужен отечественной армии – но только не сегодняшней. Его существование имело смысл в Советском Союзе с его, бесспорно, лучшей в мире военно-транспортной авиацией, услугами самолетов которой до сих пользуется НАТО за отсутствием авиатехники сколь-нибудь сопоставимого класса и качества. России сегодняшней, возможно, такой самолет действительно не к месту, однако это – беда не самолета.Утверждение о недостаточной доведенности двигательной установки, вероятно, справедливо, однако это говорит лишь о необходимости завершения работ по самолету и ликвидации его «детских болезней». Вряд ли дело в порочности заложенной в самолет концепции – военно-транспортный самолет Airbus A400 с аналогичной двигательной установкой создается сейчас в Европе. Будет ли под силу России одной создать нечто сопоставимое – покажет будущее.
Ан-70 и Ан-22: кризис поколений
Разработка самолета, получившего название Ан-70, началась в ОКБ им. Антонова в 1988 году, сразу после завершения работ над фантастическим Ан-225 «Мрия». Новый транспортник должен был прийти на смену самолетам Ан-12 и Ил-76. Новый самолет должен был обладать повышенной экономичностью и тяговооруженностью за счет использования винтовентиляторных двигателей.Первый полет самолета, призванного не только стать основой военно-транспортной авиации России и Украины в новую эпоху, но и сохранить сложившуюся кооперацию между советскими КБ, состоялся в 16 декабря 1994 года. Опытный самолет АН-70 потерпел катастрофу 11 февраля 1995 г. в результате столкновения с сопровождавшим его Ан-72 вследствие ошибочных действий экипажей. В 1997 году начались испытания второго опытного экземпляра машины.
Самолет Ан-70 принадлежит к новому поколению военно-транспортных самолетов короткого взлета и посадки. Он может перевозить практически всю номенклатуру армейского вооружения и военной техники общей массой 35–47 т на дальность 3000–5100 км с крейсерской скоростью 700–750 км/ч, осуществлять воздушное десантирование личного состава и техники, в том числе моногрузов массой до 21 т с больших и малых высот, а также перевозку 300 солдат с штатным вооружением и эвакуацию 206 раненых.
Максимальная дальность полета — 8000 км. Ан-70 может эксплуатироваться с бетонных ВПП длиной 1550–1800 м и с грунтовых площадок длиной 600–700 м с низкой прочностью грунта. В режиме короткого взлета и посадки при эксплуатации с грунтовых ВПП длиной 600–700 м Ан-70 обеспечивает перевозку 20 т груза на дальность 3000 км.