Разделы

Наука

Новые данные о причинах катастрофы «Колумбии»

Обломки космического корабля «Колумбия», разбросанные по территории штатов Техас и Луизиана, по мнению специалистов, смогут сыграть ключевую роль в определении причин катастрофы, унесшей жизни семи астронавтов.
По-прежнему основной гипотезой остается повреждение термозащитного покрытия левого крыла корабля, полученное им при выведении на орбиту в результате падения оторвавшегося фрагмента покрытия внешнего топливного бака. Новые данные подтверждают эту гипотезу.

Астроном из Калифорнийского технологического института Тони Бисли (Tony Beasley) сообщил, что наблюдал в г. Бишоп (штат Калифорния) на еще темном предрассветном небе непонятные объекты, сопровождавшие снижающийся корабль. Это наблюдение было произведено еще до того, как другой астроном, находившийся на 20 км южнее, наблюдал появление одного яркого объекта, сопровождавшего корабль. Если эти объекты представляли собой фрагменты разрушившегося термозащитного покрытия корабля, состоящего из отдельных плиток и защищающего его при входе в атмосферу, тогда их потеря вполне могла явиться причиной катастрофы. Эти плитки снабжены уникальным идентификационным кодом, и, хотя обнаружить их в малозаселенных районах представляется весьма непростым делом, география их падения может прояснить причины катастрофы.

Критически важным остается вопрос - могло или нет падение фрагмента теплозащитного покрытия топливного бака вызвать разрушение покрытия "Колумбии". Еще на 12-й день полета корабля НАСА официально объявило, что моделирование потенциальных повреждений «показало, что, хотя локальные повреждения конструкции возможны, они не приведут к прогоранию защитного покрытия и на безопасность полета не повлияют». Сейчас специалисты агентства пересматривают это заключение.

В понедельник официальные представители агентства распространили оценки размеров злополучного блока. Предположительно, он представлял собой кусок размерами 50х40х15 см и весил около 1,2 килограмма. На кадрах видеосъемки видно, как блок пеноматериала оранжевого цвета при ударе о крыло рассыпался облаком осколков белого цвета. Возможно, что блок был покрыт слоем льда, который весил намного больше, чем сама пена и мог причинить серьезные повреждения. Образование льда вполне возможно, поскольку бак был заправлен жидкими водородом и кислородом, содержавшимися при очень низкой температуре.

Рост температуры на 15-20 градусов Цельсия, отмеченный температурными датчиками в нише стойки шасси, расположенной в левом крыле корабля, рассматривается специалистами скорее как симптом, чем как причина разрушения корабля. Дело в том, что он относительно мал по сравнению с температурой передней кромки крыла, достигавшей 1100 градусов Цельсия. Возможно, что на рост температуры оказали влияние иные, пока неизвестные нам факторы.

Источник: по материалам New Scientist.