Разделы

Наука

На международной космической станции сломался гироскоп

Утром 8 июня один из гироскопов системы ориентации МКС заскрежетал в последний раз и замер. Оставшиеся три гироскопа весом почти по 400 кг каждый пока работают нормально, вращаясь со скоростью 6600 оборотов в минуту и обеспечивая ориентацию станции по всем трем плоскостям, в соответствии с командами бортового компьютера.
В принципе, для ориентации орбитального комплекса достаточно только двух гироскопов, но если поломки будут продолжаться, придется воспользоваться помощью ракетных маневровых двигателей комплекса российского производства.

"Поломка гироскопа - дело серьезное, это один из важнейших блоков станции, - заявил на брифинге руководитель программы полета Пол Хилл (Paul Hill). - Однако, с точки зрения перспективы, пока все идет нормально. Мы защищены от единичных выходов оборудования из строя и с пристыкованным челноком, и без него". Он подчеркнул, однако, что выход из строя следующего гироскопа станет серьезным испытанием, поскольку от дальнейших возможных поломок защиты уже не будет и придется израсходовать уйму ракетного топлива маневровых двигателей, прежде чем удастся устранить неисправность.

Гироскопы ориентации изготовлены компанией L-3 Communications. У НАСА есть запасные, однако доставить их на станцию удастся только в следующем году, поскольку общий вес блока больше полутонны и установлен он должен быть на отдельном кронштейне в транспортном отсеке "Шаттла". В этом году должны состояться еще два полета челноков на станцию, однако им предстоит доставить гигантские фермы солнечных батарей, и тут не до гироскопов. Так что до конца года станции придется поработать на трех.

Первые признаки неполадки гироскопа были отмечены в пятницу вечером. К утру данные телеметрии показали броски тока двигателей, рост температуры, а к одиннадцати часам один из двух маховиков вышел из строя. Астронавт Карл Уолц (Carl Walz) доложил на Землю, что слышит "громкий, явственно различимый шум, что-то вроде грохота". На Земле было принято решение отключить оставшийся маховик от двигателя. Если в нормальном состоянии проходит 16-20 часов, прежде чем маховик останавливается, в это утро он крутился всего час, при этом не переставая скрежетать.

Источник: по материалам SpaceFlightNow.com