Разделы

Цифровизация Внедрения

Сергей Хлевнюк: В условиях кризиса меняется качество спроса на CPM-решения

Решения, позволяющие повысить эффективность планирования и прогнозирования, никогда не оставались без внимания. Тем не менее, далеко не для всех компаний они стояли на первом месте. Текущие экономические реалии меняют потребности предприятий и заставляют их по-другому расставлять приоритеты. Об изменениях в структуре спроса на CPM-решения, их особенностях и подходах к реализации проектов CNews рассказал Сергей Хлевнюк, руководитель направления CPM департамента бизнес-приложений и технологий Oracle компании IBS.

CNews: Что из себя представляют CPM-решения?

Сергей Хлевнюк: Понятие Corporate Performance Management (управление деятельностью компании) охватывает четыре области: финансовое моделирование, планирование, консолидацию и отчетность. В качестве примера решения, реализующего функции финансового моделирования, можно привести Hyperion Business Modeling. Осуществлять эффективное планирование позволяют Hyperion Planning и Hyperion Strategic Finance. Модуль консолидации Hyperion Financial Management, как правило, используется в крупных диверсифицированных холдингах. Модуль позволяет формировать единую финансовую отчетность. Четвертая же группа CPM-решений – это гибкие инструменты для создания отчетности. Они позволяют собирать необходимые данные из различных источников и бизнес приложений, используемых в компании, на их основе формировать требуемые отчеты. Сюда относятся, скажем, Hyperion Financial Reporting, Hyperion Business Analysis.

CNews: Каким компаниям и для чего сейчас нужны такие решения?

Сергей Хлевнюк: Многие крупные компании, имеющие большую географическую распределенность и содержащие различные учетные системы, стремятся систематизировать информационное пространство, свести его в единое целое. Этим "целым" и являются CPM-решения.

В настоящее время предприятия серьезнее и тщательнее подходят к планированию. Важно отслеживать глобальные тенденции, оперативно контролировать и рационально распределять денежные потоки.

Не возьмусь назвать отрасли, заинтересованные в CPM-решениях более остальных. CPM востребованы в разных сферах, в том числе в металлургии, нефтегазе, сегменте товаров народного потребления, банках, госсекторе и т.д. Другой вопрос – насколько полнофункциональные CPM-решения приобретают компании. Это зависит от уровня развития бизнеса конкретной организации, ее внутренней структуры и ряда других факторов.

CNews: То есть можно сказать, что CPM-решения интересны всем?

Сергей Хлевнюк: Да, это может быть любой сектор, любая по величине компания и любая структура, в том числе и распределенная. При этом большая географическая разрозненность не является дополнительной проблемой. Основная часть системы разрабатывается в центральном офисе, а затем тиражируется на всю корпоративную структуру.

CNews: В условиях кризиса значение планирования и контроля финансовых потоков резко возрастает. Означает ли это и рост спроса на CPM-решения?

Сергей Хлевнюк: Спрос на CPM рос и до кризиса. Однако в текущих условиях меняется качество этого спроса: заказчики теперь становятся более требовательными, желая получить от внедрения максимум отдачи. Для статуса и "для галочки" сейчас CPM не покупают. На первое место выходит оценка эффективности инвестиций в подобный программный продукт.

Дмитрий Исаев, Softline: Мы видим превосходные перспективы развития облачного бизнеса в России
Импортозамещение


Сергей Хлевнюк: У хорошего консультанта обучение занимает всю жизнь

В целом интерес к решениям класса CPM огромный. Бизнес все больше будет задумываться об упорядочивании имеющихся активов и оптимизации внутренних расходов. Например, мы сейчас реализуем сразу несколько крупных проектов по внедрению CPM-решений. А многие потенциальные заказчики находятся в стадии принятия решения о запуске подобных проектов, ожидая более предсказуемой экономической ситуации.

CNews: Как оценить эффективность от внедрения CPM-решений?

Сергей Хлевнюк: Все зависит от типа приложения. Например, в Hyperion Planning можно оценивать эффективность, исходя из экономии времени, которое уходит на планирование. Можно оценить расхождение плана с фактом до и после внедрения решения. Например, раньше компания консолидировала отчетность на 65-й день с момента закрытия бухгалтерских периодов, а сейчас – на 45-й.

CNews: Что бы вы отнесли к минусам CPM-решений?

Юрий Соснин, «Астра»: С февраля мы испытываем на себе лавинообразный рост запросов на миграцию
Бизнес

Сергей Хлевнюк: Мне кажется, единственный минус вытекает из плюса и относится к разряду пресловутого человеческого фактора. Дело в том, что данное решение, как и любая ERP-система, подразумевает унификацию и стандартизацию бизнес-процессов, обеспечивает их прозрачность, задает некие правила, которых приходится придерживаться. А далеко не все любят действовать по правилам. Здесь важна политическая воля руководства компании-заказчика: чем больше организация, тем больше требуется дисциплины и порядка, иначе бизнес не будет эффективным.

CNews: Сколько времени занимает внедрение CPM-решения? От чего зависят сроки?

Сергей Хлевнюк: Сроки внедрения зависят от многих параметров и, в первую очередь, от продукта. Так, внедрение Hyperion Strategic Finance занимает от 3 до 10 недель, внедрение приложения планирования Hyperion Planning – до 8 месяцев. Здесь очень важным фактором является и готовность самого клиента к быстрому внедрению, ведь далеко не всегда выполнение сроков внедрения зависит только от исполнителя.