Разделы

Цифровизация Инфраструктура Системное ПО

Новая волна СХД: основные затраты впереди

После некоторого спада рынок систем хранения и обработки данных стал вновь набирать обороты. Предприятия стремительно наращивают объемы информации, которую необходимо хранить. Однако, повторяя мировые тенденции с задержкой в год-полтора, отечественный сектор пока еще не столкнулся с проблемой экономической эффективности. Российские компании не подозревают, что основные расходы на СХД еще впереди. Наиболее актуальные тенденции и особенности развития данного сегмента в России обсуждались участниками круглого стола "Системы хранения и обработки данных", организованного CNews Conferences и CNews Analytics.

Игорь Катков: Иногда год поддержки СХД превышает стоимость новой системы

На вопросы CNews ответил Игорь Катков, консультант по технологиям компании ЕМС Россия.

CNews: Какие решения для хранения данных выбирает российский бизнес? В чем специфика?

Игорь Катков: В общих чертах развитие информационной инфраструктуры в российских компаниях аналогично западным, но с отставанием по времени на 1-2 года. В качестве примера приведем относительно новые подходы к резервному копированию информации и созданию архивов корпоративных данных. Речь идет о виртуальных дисковых библиотеках и архивных дисковых СХД класса ЕМС Centera. В Европе и США существенный спрос на данные системы появился в 2005-2006 годах. Сейчас во многих странах проникновение на рынок данных технологий составляет 50% и более, в то время как в России в настоящее время подобные решения внедряют отдельные наиболее продвинутые компании.

CNews: Насколько критична при внедрении СХД оценка возврата инвестиций (ROI), когда ее необходимо делать и для чего?

Игорь Катков: Четкая методика оценки возврата инвестиций – одно из необходимых условий перехода к сервисно ориентированному взаимодействию IT подразделения и бизнеса. Однако в России в настоящее время относительно немногие компании производят точные расчеты. На это есть целый ряд причин. Первый фактор – банальный недостаток специалистов, умеющих делать подобные расчеты. Второй – часто решения о покупке тяжелых систем принимаются интуитивно по принципу "надо - значит надо". Считаю, что со временем в России процент компаний, производящих оценку возврата инвестиций, будет нарастать. В частности, многие интеграторы и представительства западных ИТ-компаний могут производить подобные расчеты в качества сервиса. Таким образом, соответствующими методиками постепенно овладевают и специалисты российских заказчиков.

CNews: Насколько уже установленные в крупных компаниях СХД поддаются масштабированию? Ждет ли российский бизнес категоричная смена СХД, или будет наблюдаться лишь постепенный апгрейд?

Андрей Балякин, HubEx: Автоматизация в 2 раза повышает эффективность и сокращает затраты сервисной компании
Бизнес

Игорь Катков: Для примера возьмем системы 3-4 летней давности. В системы High-End класса уже в то время можно было установить 500-1000 дисков. У редкого заказчика данные системы полностью наполнены дисками. Таким образом, емкость редко бывает проблемой. Однако при эксплуатации систем 3-4 летней давности проявляются трудности. Это, например, рост стоимости годовой поддержки - иногда год поддержки сопоставим с ценой новой системы, отсутствие поддержки новых дисков 400ГБ 10тыс об, 300ГБ 15тыс об, 1ТБ SATA, крайне высокие цены на диски предыдущего поколения и несовместимость микрокода с новыми системами.

Таким образом, в большей степени экономические, а не технические факторы приводят к обновлению парка СХД каждые 3-4 года. У заказчиков как правило присутствуют системы разных поколений и обычно каждый год заменяются на новые только наиболее старые системы. Поэтому кардинальной одномоментной смены парка не происходит, однако эксплуатация каждой системы более 3-4 лет крайне затруднена по вышеперечисленным причинам.

CNews: Действительно ли спрос на сервисную поддержку СХД невелик? С чем это связано?

Игорь Катков: По моему опыту, подавляющее большинство систем хранения в России обеспечены контрактом на сервисную поддержку. Последняя, в зависимости от пожеланий заказчика может осуществляться как производителем системы, так и российской компанией-интегратором. В западном мире, помимо собственно поддержки, все больший вес набирают различные аналитические сервисы, консалтинг, оптимизация хранения, миграция данных и т д. Данный класс сервисов в России существенно отстает от западных компаний по доле общего ИТ-бюджета. Думаю, это связано с тем, что российским ИТ-менеджерам в меньшей степени, чем западным, свойственно полагаться в принятии решений на внешние источники информации. Помимо этого, средний российский ИТ-бюджет все еще уступает западному по отношению к обороту компании. Таким образом, в большинстве случаев в области инфраструктуры хранения денег хватает только на жизненноважное "железо". Естественно, в будущем сектор сервисов будет расширяться.