Спецпроекты

Фриланс-услуги: как не попасть впросак?

Бизнес Кадры
В России рынок фриланс-услуг находится в стадии развития. С каждым годом все больше компаний обращаются к независимым специалистам, считая, что сотрудничество с ними по ряду причин выгоднее, нежели с какой-либо организацией. И здесь важно знать некоторые тонкости, которые помогут не остаться и без денег, и без заказа.

Самые распространенные в России профессии фрилансеров — переводчики, журналисты, дизайнеры, верстальщики и специалисты в сфере ИТ. В отличие от ситуации на Западе, где фриланс давно завоевал статус полноценной формы организации труда наравне с традиционной работой в штате компании, в России фриланс-рынок находится в стадии развития. Потребителями услуг таких специалистов являются небольшие заказчики, стремящиеся прежде всего сэкономить, и крупные заказчики, ищущие высокое качество или уникальные навыки. А предложения в данном сегменте исходят от двух основных групп людей, называющих себя "фрилансерами": профессионалов и непрофессионалов.

Профессиональные фрилансеры — сложившиеся специалисты с опытом работы, положительной репутацией и связями в своей среде. В большинстве случаев для создания этого капитала они сначала определенное время работали в качестве штатных сотрудников, а в какой-то момент осознали, что комфортнее будет работать на себя, самостоятельно определяя свой рабочий график и темп. Как правило, профессионалы имеют портфолио проектов, а их ставки отражают конъюнктуру рынка, навыки и опыт конкретного специалиста, а также то, что фрилансом эти люди зарабатывают на жизнь.

Непрофессиональные фрилансеры — пробующие себя студенты и начинающие специалисты, чей основной инструмент в конкурентной борьбе — демпинг. Рынок заполнен предложениями дешевой рабочей силы от непрофессионалов, большинство из которых составляют люди с постоянным местом работы, оказывающие фриланс-услуги по совместительству и в качестве "подработки". Такая ситуация в данном сегменте сложилась из-за низкого порога вхождения на рынок. Фактически непрофессионалы - штатные сотрудники компаний, при этом они занимаются фрилансом время от времени и это не является основным источником доходов. Непрофессионалы готовы работать без договора и гарантий и браться за самые малобюджетные проекты от сомнительных заказчиков.

Фрилансер — внештатный работник, который сотрудничает с разными компаниями, выполняя их заказы удаленно, в большинстве случаев, из дома. Другими словами, независимый специалист договаривается оказывать разным заказчикам услуги за определенное вознаграждение.

Небольшие заказчики, стремящиеся максимально сэкономить, в первую очередь смотрят в сторону "начинашек", так как те предлагают самые низкие цены. Столкнувшись с неопытностью, отсутствием должной квалификации и гарантий (в виде юридически оформленных отношений), заказчики составляют себе крайне негативное представление о фрилансерах в целом и ищут альтернативных поставщиков услуг, обращаясь преимущественно к различным компаниям.

Крупные заказчики в принципе не работают с неспециалистами, предпочитая им профессиональных фрилансеров, которым они готовы платить в соответствии с их навыками. Последние, в свою очередь, конкурируют с компаниями, предоставляющими услуги в той же области, за возможность сотрудничать с крупными заказчиками.

В чем плюс фрилансеров?

Фрилансер может обладать уникальными талантами или предлагать эксклюзивные услуги, например, это фотограф или журналист с определенным узнаваемым стилем. Кроме того, такой специалист часто обходиться заказчику дешевле, чем сотрудничество с компанией, так как расходы фрилансера на ведение бизнеса существенно ниже аналогичных затрат компании.

Работа с фрилансером подразумевает одного ответственного за результат человека, с которым работает заказчик. В отличие от обезличенных исполнителей, скрытых за спиной менеджера компании, работая с фрилансером, заказчик общается непосредственно с исполнителем, работающим над его проектом. Помимо этого, фрилансер может предложить заказчику более гибкие сроки работы и оплаты.

Профессиональные фрилансеры дорожат своей репутацией и стремятся выполнить работу на высоком уровне. Это связано с тем, что здесь доход напрямую зависит от качества выполненной работы: у фрилансера нет фиксированного оклада, который выплачивается в любом случае.

Фрилансер больше мотивирован к профессиональному росту, чем компания штатных сотрудников, так как от квалификации фрилансера напрямую зависит его заработок.

Как найти фрилансеров?

Несмотря на то, что в интернете существует ряд специализированных сайтов для фрилансеров и поиска удаленной работы, ограничиваться ими не стоит. Состоявшиеся специалисты редко предлагают себя на онлайн-биржах, поскольку на таких площадках они конкурируют между собой, акцентируя внимание, прежде всего, на стоимости своих услуг — кто предложит самые низкие расценки. Имеет смысл просматривать резюме на сайтах по поиску работы, необязательно удаленной.


Основная гарантия для фрилансера — заключение договора

Помимо специалистов, указавших в резюме пожелания относительно внештатной работы, предложение об удаленной работе будет интересно рассмотреть и многим тем, кто не заявляет о себе как о фрилансере. Еще один способ поиска — изучение блогов на профессиональные темы, которые представляют собой своего рода портфолио данного специалиста. Рассказав своим деловым контактам и просто знакомым о том, что его компания ищет фрилансера для работы над определенным проектом, заказчик так же повышает свои шансы найти подходящего специалиста, к тому же из своего круга знакомств.

Чего ждут фрилансеры?

Основная гарантия для фрилансера — заключение договора. Нет ничего привлекательней, чем успешный, надежный и открытый к сотрудничеству заказчик, заинтересованный в том, чтобы зафиксировать договоренности в письменном виде. Фрилансер ожидает, что в договоре будут четко отражены: суть выполняемой работы и сроки ее сдачи, схема оплаты труда фрилансера и его ставки, а так же сроки и этапы выплат.


Точки роста

На какие проекты расходуется четвертый по величине региональный ИКТ-бюджет

Игорь Никитин

министр ИТ Пермского края

Профиль месяца

Банки должны переходить на односкоростную архитектуру

Дмитрий Гарбар

управляющий директор компании «Новая Афина»