Разделы

Цифровизация Бизнес-приложения

АРМ отмирает, да здравствует ИРМ

В современной структуре больших предприятий средний уровень управления автоматизирован практически полностью, однако управляющие на вершине вертикали часто оказываются перегружены плохо структурированными и не информативными отчетами. Громадный объем данных слишком велик, чтобы на его основе можно было принять быстрое и оптимальное решение. Выходом из сложившейся ситуации может стать информационное рабочее место руководителя, позволяющее оперативно и беспристрастно предоставлять ему ключевые показатели.

За последнее десятилетие управляющая сфера претерпела ряд значительных преобразований. Обычное рабочее место руководителя (РМ) практически везде сменилось автоматизированным (АРМ), и компьютеры, взяв на себя часть рутинной работы, ранее ложившейся на плечи человека, предоставили ему больший объем информации, что вызвало ощутимый рост производительности труда. Но с внедрением новых решений на базе АРМ появилась и новые проблемы. Одна из них является на сегодняшний день крайне актуальной - доступ не просто к информации, а к основным показателям деятельности организации.

От АРМ до ИРМ

Жесткие требования современного бизнеса ставят перед руководителями новую задачу – как грамотно распределить свое время? Руководитель вынужден постоянно сталкиваться с ситуациями, когда он обеспечен несвоевременно, недостоверно, недостаточно, а подчас просто перегружен информацией, из которой трудно выделить ключевые пункты для успешного управления. Стараясь отнестись ко всем отчетам своих подчиненных критически, он хочет узнать, откуда в них появилась та или иная цифра – но не в состоянии проследить весь путь от ее истоков.

В результате, самое важное лицо предприятия, слишком углубляясь в изучение документов и отчетностей, тратит свое время на разрешение локальных проблем, вместо того, чтобы направить основные усилия на решение стратегически важных задач для всего предприятия в целом. Это снижает эффективность руководства и подчас, из-за неправильной расстановки приоритетов, приводит к серьезным упущениям в делах. Статистика показывает – руководитель любого крупного предприятия по мере его развития, рано или поздно, столкнется с этой проблемой.

Поэтому более чем у половины крупных организаций возникает необходимость дальнейшей модернизации существующих способов ведения дел. Эта модернизация должна обеспечить руководителя собственным инструментом управления – достаточно мощным и, одновременно с этим, достаточно гибким, способным обеспечить все его нужды. Этим инструментом может стать информационное рабочее место руководителя (ИРМ).

Основные понятия

В наше время термины АРМ и ИРМ часто отождествляют. Действительно, без компьютера трудно представить себе современное информационное рабочее место руководителя. Однако он не может исчерпывать все, что входит в понятие “компьютеризация” (ибо тогда не было бы отличий от предшествующей ситуации).

Основное требование, предъявляемое к ИРМ – обеспечение руководителя предприятия всеми средствами, необходимыми для успешного решения проблем, связанных с быстрым увеличением потока информации. Руководитель должен быть в состоянии оперативно реагировать на быстро изменяющуюся экономическую ситуацию и уметь управлять предприятием в условиях постоянной динамики внешнего окружения. Всего этого можно достичь, построив четкую, мощную систему информирования высшего руководства, основанную на принципах мониторинга и фильтрации всей поступающей «снизу» информации.

8 задач, чтобы перезапустить инженерную школу в России
импортонезависимость

Иными словами, ИРМ руководителя – это качественно новое рабочее место, концентрирующее все необходимые потоки информации, при помощи которой становится легче управлять предприятием.

Сложилась ли на отечественном рынке ситуация, способствующая реформированию рабочих мест?

Предпосылки ИРМ

В наше время в банковских учреждениях уже давно и успешно функционируют комнаты мониторинга, где постоянно в реальном времени происходит отслеживание основных банковских показателей, что позволяет руководству, в случае необходимости, оперативно принимать решения, отталкиваясь от меняющейся ситуации. В крупных западных корпорациях применяется тот же принцип – основываясь на полученных из так называемой «ситуационной комнаты» наблюдениях, руководство компаний эффективно строят собственную экономическую политику, добиваясь с ее помощью более серьезных успехов, нежели их конкуренты. Эти комнаты являются ступенью развития даже более высокого уровня, нежели ИРМ, но ориентироваться на них российскому пользователю пока не стоит. Обеспечить взаимодействие по служебной вертикали на этом уровне – задача не из самых простых, и для ее реализации на отечественном рынке понадобится некоторое время. Поэтому сейчас благоразумнее работать над созданием непосредственно ИРМ, такого рабочего места, которое бы обеспечило первое лицо предприятия своевременной информационной поддержкой для принятия качественных управленческих решений.

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

Какие предпосылки, говорящие в пользу такого решения, сложились на современных предприятиях отечественного рынка? Во-первых, это «сквозная» интеграция, автоматизация и оптимизация органов управления компаний, приводящие к созданию единых корпоративных баз данных и объединенных информационных пространств компаний. Во-вторых, сами руководящие лица заинтересованы в создании такой системы, ориентированной на их нужды и интегрирующей в себя общие информационные показали всех систем предприятия. Все более очевидной становится необходимость формирования интегрированных показателей (таких, например, как объем товарных закупок или уровень запасов) – предназначенных для отслеживания высшим руководством, и дающих ему четкое представление о делах предприятия.

Очевидно, что современному руководителю не нужна вся доступная информация – ему нужна лишь та основная информация, которой можно доверять. Поэтому необходимость в создании ИРМ очевидна.