Цифровизация промышленности требует изменения сознания сотрудников
Технологии, которые используются для управления бизнес-процессами, финансами, данными и кадрами, одинаковые во всех отраслях. Искусственный интеллект и машинное обучение, без сомнения, нужны и в промышленности. Там любые нововведения воспринимаются тяжело, поскольку тесно связаны с материально-технической базой. Эти и другие темы обсудили участники организованной CNews Conferences конференции «ИТ в промышленности 2019: новые стратегии цифровизации».
Николай Годунов: Руководители готовы инвестировать только в проверенные отраслью технологии
Развитие технологий автономного транспорта в промышленности тормозит консерватизм руководителей и высокий порог входа в проект – на уровне 1-3 млрд рублей. Однако эти инвестиции с лихвой покрываются за счет повышения эффективности работы, уверен Николай Годунов, директор по продажам «Вист Групп» (ГК «Цифра»).
CNews: Какие проблемы мешают широкому распространению автономного транспорта?
Николай Годунов: Одним из главных препятствий является свойственный большинству руководителей горных предприятий консерватизм – зачастую, кстати, вполне обоснованный, с учетом требований к обеспечению высоких стандартов безопасности и специфических условий работы отрасли. Руководители готовы инвестировать только в проверенные технологии, причем проверенные именно в отрасли, доказавшие свою экономическую эффективность, соответствие требованиям промышленной безопасности, надежность и удобство эксплуатации. Кроме того, внедрение автономных технологий требует достаточно больших разовых инвестиций в сопутствующую инфраструктуру – сети беспроводной связи, дополнительные устройства точного позиционирования, дорожную инфраструктуру и создание центра управления производством (удаленного контроля автономной техники). Никто не хочет инвестировать в технологии без уверенности в долгосрочном эффективном использовании.
CNews: Насколько велики инвестиции в создание необходимой для его работы инфраструктуры?
Николай Годунов: Объем инвестиций сильно зависит от количества эксплуатируемой техники, расположения и геометрии карьеров, конфигурации дорожной сети и других горно-геологических условий месторождения, которое эксплуатирует предприятие. К примеру, для одного из проектов, где планируется эксплуатация более чем 50 роботизированных самосвалов мы оценили инвестиции в инфраструктуру в 1,5-2 млрд рублей. Можно предположить, что для большинства предприятий стоимость инфраструктуры будет находиться в диапазоне 1-3 млрд. рублей. Но эти средства достаточно быстро можно вернуть, за счет повышения эффективности работы оборудования, изменения параметров геотехнологии.
CNews: Как вы оцениваете эффективность использования беспилотников на промышленных предприятиях и ROI?
Николай Годунов: Каждый проект отработки месторождения является уникальным, и рассчитывать эффективность внедрения на нем беспилотного оборудования необходимо индивидуально. На экономическую эффективность влияют множество факторов. Например, одним из основных эффектов внедрения беспилотного оборудования является существенное повышение эффективности грузоперевозок за счет сокращения нетехнологических простоев, увеличения средней скорости движения, снижения затрат на персонал.
Если предприятие использует вахтовый метод работы, то к обычным затратам на заработную плату, налогам на ФОТ, спецодежду и т. п. добавляются довольно существенные затраты на строительство и содержание вахтового лагеря, доставку вахт на место работы и прочее. Понятно, что в этом случае эффект будет заметно больше.
Александр Данченков, «Русагро Тех»: Мы не вправе допустить, чтобы нас взломали, — иначе остановится производство
С другой стороны, эффективность проекта зависит от количества задействованной техники. При его увеличении работает эффект масштаба, когда неснижаемые затраты, например, на строительство и эксплуатацию центра управления производством, распределяются на большее количество оборудования.
Кроме того, есть эффекты, которые мы отмечаем в процессе эксплуатации, например, снижение интенсивности износа узлов роботизированных самосвалов или повышение ходимости шин. Но мы не используем их в оценке экономики проекта по причине отсутствия обоснования на основе достаточно длительного опыта использования автономной техники. Для автономных буровых станков используются совершенно другие показатели. Здесь основными эффектами являются повышение точности и производительности. В любом случае, с учетом отмеченного выше консерватизма руководителей горных предприятий мы тоже придерживаемся консервативного подхода к оценке экономических эффектов и готовы совместно с заказчиками разрабатывать подходы к внедрению безлюдных технологий на их предприятиях.