Разделы

Наука

В Швеции чуть не повторился Чернобыль: новые подробности

Новая информация о происшествии на шведской АЭС в Форсмарке, которое уже сравнивают по возможным последствиям с аварией на Чернобыльской АЭС, наводит на серьезные размышления о безопасности атомной энергетики вообще.
Авария на АЭС в Швеции, которая стала, по мнению ряда экспертов, самым серьезным происшествием на атомном объекте в мире со времен аварии на Чернобыльской АЭС 20 лет назад, могла привести к расплавлению тепловыделяющих элементов в активной зоне реактора. Окончательно установить масштаб и характер повреждений станет возможно по завершении расследования.

«Чистое везение, что активная зона не расплавилась, - считает бывший директор АЭС Ларс-Олов Хеглунд (Lars-Olov Hoglund). – Из-за того, что в сети не было электроэнергии, все могло закончиться катастрофой».

Как показало расследование, авария на АЭС Форсмарк произошла 25 июля в 5 часов 46 минут 02 с по местному времени (в 9 часов 46 минут по московскому) вследствие нештатной работы систем обеспечения безопасности при аварийном выключении реактора. Оно, в свою очередь, было инициировано коротким замыканием на распределительной подстанции за пределами самой АЭС, в 130 км к северу от Стокгольма.

Как сообщает венгерское агентство по чрезвычайным ситуациям со ссылкой на шведскую инспекцию АЭС, автоматически включились только 2 из 4 дизельных генераторов, которые должны были обеспечить работу систем защиты – охлаждение реактора. Остальные удалось включить только вручную и лишь 20 минутами спустя.

АЭС в Форсмарке до аварии
АЭС в Форсмарке, Швеция (Forsmarks Kraftgrupp AB)

Масштаб повреждений характеризуется как высокий, по 7-балльной шкале INES аварии присвоен уровень 2 (максимальный – 7). Это первая авария такого класса на данной АЭС.
Как будут развиваться российские ИБ-экосистемы
безопасность

По словам официального представителя АЭС Андерса Маркгрена (Anders Markgren), реактор АЭС заглушен и будет остывать до тех пор, пока не будут сделаны окончательные выводы относительно причин и масштабов аварии, а также возможных повреждений.

Уже ясно, что станция будет перестроена с тем, чтобы исключить возможность повторения подобных аварий. Когда она заработает вновь – неизвестно, но вряд ли это произойдет до начала следующей недели, полагает г-н Маркгрен, указывая, что предстоит выполнить огромный объем работ, которые должны быть к тому же санкционированы органами надзора.