Разделы

Наука

Спутник НАСА в космосе устроил ДТП

Первый эксперимент НАСА по автоматическому маневрированию и обслуживанию спутников на орбите вышел «комом». Исследовательский спутник DART не только не смог выполнить поставленную перед ним задачу, но и в ходе маневрирования вблизи выведенного из эксплуатации спутника MUBLCOM еще и столкнулся с ним.
Ранее, на пресс-конференции, состоявшейся сутки спустя после неудачи, руководитель программы Джим Снодди (Jim Snoddy) сообщил, что DART приблизился к цели – выведенному из эксплуатации военному спутнику связи MUBLCOM (Multiple Path Beyond Line of Site Communication) массой 48 кг - на расстояние 100 метров, после чего его бортовой компьютер, зафиксировав нехватку топлива, отдал команду прекратить дальнейшее сближение и перейти на запасную орбиту. Действительность, однако, оказалась куда более удручающей.

Как сообщает Space.com, экспериментальный спутник DART стоимостью $110 млн. в ходе эксперимента, проводившегося 15 апреля на высоте 760 км над поверхностью Земли, не смог выполнить поставленную перед ним задачу, и вдобавок протаранил MUBLCOM. Ранее эксперты НАСА утверждали, что ближе 100 метров спутники не сближались.

Правда, по заверениям представителя НАСА Кима Ньютона (Kim  Newton), и DART, и MUBLCOM отделались легко и, по всей вероятности, повреждений не получили. По крайней мере, связь ни с одним из них после инцидента потеряна не была, а факт столкновения удалось установить по внезапно изменившимся орбитам обеих аппаратов.

Программой полета предусматривалось, что DART сблизится с MUBLCOM на расстояние около 5 метров самостоятельно, без корректировки с Земли, после чего выполнит в непосредственной близости от цели ряд маневров.

Олег Лексин, начальник ИТ-службы Fix Price в интервью CNews: В первую очередь ритейлерам не хватает российской ERP-системы
Цифровизация

Причина, вызвавшая столкновение аппаратов, пока что неизвестна. Президент корпорации Orbital Sciences Дж. Томпсон (J. R. Thompson) высказал предположение о том, что косвенной причиной мог стать избыточный импульс двигательной системы по сигналу «шумящей» системы GPS, приведшей к перерасходу топлива. Отсюда следует вывод о том, что на момент начала эксперимента навигационная система DART на базе GPS достоверной информации о местоположении аппарата не давала.

Обращает на себя внимание и тот факт, что эксперты НАСА длительное время оставались в неведении относительно истинного положения дел на орбите, и только косвенным образом, по данным наземных наблюдений, смогли установить печальный факт столкновения. «Вот до чего доводят «автономные» маневры в космосе», - резюмирует ситуацию журнал «Новости Космонавтики».