ИТ: путь к беспристрастной педагогике
Новые технологии, позволяющие автоматизировать процесс проверки и оценки студенческих сочинений, изменяют роль педагога в учебном процессе и характер его отношений с учащимися, искореняя коррупцию и субъективизм, а также открывают новые перспективы перед дистанционным образованием. Проект Qualrus, разработка которого ведется в университете Миссури, позволяет мгновенно выставить оценку студенческой работе даже по сложным предметам. Программа семантического анализа текста, исследуя характерный «рисунок» слов в студенческом опусе, определяет, насколько убедительны используемые учащимся аргументы, и на этом основании проставляет итоговую оценку. Как сообщает ВВС, разработка Qualrus осуществлялась на средства гранта размером $100 тыс., предоставленного Национальным фондом науки США.Педагоги отчаянно нуждаются в подобной системе по словам разработчика программы профессора Эдварда Брента, Qualrus позволит снять с преподавателей тяжкое бремя проверки работ учащихся, «подарив» им многие сотни часов дополнительно.
«Программа использует несколько различных интеллектуальных стратегий, пояснил профессор Брент. Она сопоставляет информацию, полученную от остальных испытуемых, а также информацию, ранее введенную самим преподавателем». Студенты, которым преподает социологию сам
Qualrus позволяет не просто освободить педагога от проставления оценок, но и проследить за правильностью хода мысли учащегося при подготовке работы. Но при этом программа отнюдь не «прокрустово ложе», в которое загоняется студент.
«Сделанные нами оценки редко разнились с оценками, выставленными программой, подчеркнул профессор Брент. Нашей задачей являлось не создание простого шаблона в ущерб оригинальности мышления учащегося. Мы пытаемся придать программе гибкость и настраиваемость. Она делает нашу работу более интересной, поскольку избавляет от необходимости проверять факты, давая возможность сосредоточиться на мыслях». Курс социологии длительностью один семестр, читаемый в университете Миссури, прослушивает обычно от 70 до 200 учащихся, так что работы у профессора Брента хоть отбавляй.
Система была введена в эксплуатацию лишь после того, как за это проголосовали сами учащиеся. Им было предложено выбрать более предпочтительный вариант оценки собственных знаний писать ли работу в виде сочинения, либо же выполнять тесты с набором ответов на каждый вопрос, обработка которых занимает у преподавателей меньше времени.
«Студенты большинством в две трети высказались за то, чтобы писать сочинения, рассказал профессор Брент. Предпочтительнее писать более развернутые работы, дающие учащимся возможность получить более качественный отзыв на них. Теперь они могут пересматривать собственное сочинение столько раз, сколько потребуется, прежде чем написать чистовой вариант».
В настоящее время реализуется ряд проектов, имеющих своей целью автоматическое выставление оценок обучающимся. Так, в США, в штате Индиана в 2004 году начала использоваться программа под названием