Планета у иной звезды: первое изображение

Астрономам с помощью нового телескопа, установленного в Чили, удалось впервые получить непосредственное изображение планеты в иной звездной системе, удаленной от нас на расстояние 230 световых лет.
Группа астрономов из Южной Европейской обсерватории (Europe Southern Observatory, ESO) объявила о том, что ей удалось впервые в мировой истории получить прямое изображение планеты, находящейся в иной звездной системе. Об этом сообщил журнал Nature.

Астрономам из ESO удалось получить снимок планеты в иной звездной системе с помощью телескопа Yepun, входящего в состав так называемого VLT (Very Large Telescope) высокогорной Южной Европейской обсерватории на горе Парана в Чили. Обнаруженный с его помощью объект предположительно является планетой, обращающейся вокруг тусклой звезды – коричневого карлика - под обозначением 2М1207, расположенной от нас на расстоянии примерно 230 св. лет. Планета находится на расстоянии 778 угловых миллисекунд от звезды.

К настоящему времени ученым уже удалось обнаружить больше сотни планет в других системах, однако прямых их изображений получить до сих пор не удавалось. Для поиска далеких планет использовались косвенные признаки – например, возмущение движения самой звезды, вызываемое гравитационным воздействием планеты, и т.д.

2М1207
Планета у звезды 2М1207
Сообщение об открытии, сделанном астрономами из ESO, появилось всего несколько месяцев спустя после предварительного заявления другой группы о сделанном ею аналогичном открытии. Группа Штейна Сигурссона (Steinn Sigursson) из университета штата Пенсильвания еще в мае 2004 года объявила о том, что ей удалось получить изображение иной планеты с помощью космического телескопа Хаббла, однако не стала обнародовать информацию о местоположении объекта до окончательного подтверждения своего открытия. Правда, в таком подтверждении нуждаются обе группы, претендующие на первенство. «Идет гонка, и все спешат с обнародованием своих открытий еще до того, как станет возможно говорить об этом с определенностью, - комментирует ситуацию Штейн Сигурссон. – Мы получили свои данные до них, однако те действовали энергично и опередили нас с отправкой статьи на три – четыре недели. Что же, они сделали большое дело, так что остается поздравить их».

Обе группы астрономов проводили поиск планет с помощью изображений, полученных в инфракрасной области, что позволяет различить их в ярких лучах звезды. Удалось также сделать некоторые предварительные выводы относительно химического состава планет у иных звезд. Так, астрономы из ESO уже объявили о том, что на обнаруженной ими планете обнаружены следы наличия воды. Это может свидетельствовать об относительно низкой температуре на ее поверхности. Вместе с тем, все эти данные нуждаются в подтверждении.

Дискуссия в метавселенной: ИИ, обмен данными и иммерсивные сценарии
ИТ в банках

«Есть странное ощущение, что этот объект в самом деле может оказаться первой планетной системой у иной звезды, изображение которой удалось получить, - заявил Кристоф Думас (Christophe Dumas), сотрудник обсерватории ESO. «Наше открытие является первым шагом в совершенно новой области астрофизики – исследовании иных планетных систем по их изображениям и спектрам», - добавляет участник группы Анне-Мари Лагранж (Anne-Marie Lagrange), сотрудник обсерватории в Гренобле.

Европейская Южная обсерватория, Чили

Обе группы в настоящее время с нетерпением ожидают, когда им выделят наблюдательное время для более детального изучения открытых ими систем. Тем не менее, Сигурссон уверен, что почетное звание первооткрывателей принадлежит именно его группе, надеясь подтвердить свое открытие с помощью телескопа Хаббла в ближайшие месяцы. «Думаю, что у соперников на подтверждение их открытия уйдет больше времени», - заявил он.