Спецпроекты

Выбор информационной системы: алгоритм прост

Интеграция Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения
Число различных трехбуквенных аббревиатур, обозначающих новые классы информационных систем, на глазах - ERP, CRM, SCM, WMS, BPM, ESB, BPA, PLM, MDM, SRM и пр. Одновременно с этим в каждом классе увеличивается количество решений, предлагаемых на российском рынке. Как не ошибиться в таком многообразии предложений и сделать правильный выбор?

В результате каждому требованию соответствуют несколько ответов от различных поставщиков, что позволяет провести сравнение возможности той или иной информационной системы и возможностей поставщика. При этом можно отметить одну интересную тенденцию: в последнее время все чаще для верификации ответов появляется еще один коэффициент – степень доверия ответам поставщика. Данная цифра получается выборочной проверкой возможности реализации того или иного функционала в предлагаемой системе, несмотря на заявления поставщика о его поддержке.

После того как определился короткий список поставщиков (Short list), им рассылается запрос предложений (RFP – request for proposal). Тут поставщик должен ответить более детально: он не только проясняет потенциальную возможность реализации того или иного требования штатной функциональностью своей системы или возможностью доработок, но и формирует стоимость данных работ. После анализа представленных от поставщиков данных производится окончательный выбор информационной системы и ее поставщика. При этом как у покупателя, так и у продавца возникает четкое понимание трудозатрат и цены внедрения, и чем глубже были проработаны запросы клиента в части организационного объема проекта и требуемой функциональности, тем больше вероятность того, что поставщик корректно оценит свои затраты и даст в предложении правильную цену.

Проверяем в реальности

После того, как сформированы 2-3 лидера по соответствию требованиям, можно приступать к следующей части испытания – пилотному внедрению информационной системы, в рамках которого есть возможность "попробовать", как выбранные решения будут работать на реальных процессах предприятия.

Тут есть разные подходы – где-то берут один филиал, на котором пробуют внедрить выбранную систему. В менее масштабных случаях готовят контрольный пример для демонстрации системы по определенному сценарию. В результате такого выбора у обеих сторон есть понимание того, что необходимо сделать и сколько это будет стоить. Тогда как при отсутствии внятных требований постановка задачи чаще всего напоминает анекдот, в котором задача ставится в виде "копать от меня и до обеда".

Как правило, длительность выбора информационной системы составляет от двух недель до пары месяцев. Опыт показывает, что данные сроки позволяют сформировать достаточные требования для осознанного выбора информационной системы. Хотя в жизни можно встретить компании, которые несколько лет выбирают систему, но никак не могут решиться на ее внедрение.

Сбор и анализ требований – предельно простая процедура, которая реализуема с помощью табличного редактора, но в тоже время она позволяет значительно снизить риски неудачного выбора информационной системы. Многие эксперты уверены, что инвестиции в сбор и анализ требований окупаются всегда.

Андрей Коптелов

Стратегия месяца

Рынок заказной разработки ПО в России растет

Олег Баранов

управляющий партнер «Неофлекс»

Персона месяца

Импортозамещение не должно порождать некачественные продукты для местечкового применения

Сергей Калин

президент компании «Открытые технологии»