Разделы

Цифровизация Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения

Выбор информационной системы: алгоритм прост

Число различных трехбуквенных аббревиатур, обозначающих новые классы информационных систем, на глазах - ERP, CRM, SCM, WMS, BPM, ESB, BPA, PLM, MDM, SRM и пр. Одновременно с этим в каждом классе увеличивается количество решений, предлагаемых на российском рынке. Как не ошибиться в таком многообразии предложений и сделать правильный выбор?

В результате каждому требованию соответствуют несколько ответов от различных поставщиков, что позволяет провести сравнение возможности той или иной информационной системы и возможностей поставщика. При этом можно отметить одну интересную тенденцию: в последнее время все чаще для верификации ответов появляется еще один коэффициент – степень доверия ответам поставщика. Данная цифра получается выборочной проверкой возможности реализации того или иного функционала в предлагаемой системе, несмотря на заявления поставщика о его поддержке.

После того как определился короткий список поставщиков (Short list), им рассылается запрос предложений (RFP – request for proposal). Тут поставщик должен ответить более детально: он не только проясняет потенциальную возможность реализации того или иного требования штатной функциональностью своей системы или возможностью доработок, но и формирует стоимость данных работ. После анализа представленных от поставщиков данных производится окончательный выбор информационной системы и ее поставщика. При этом как у покупателя, так и у продавца возникает четкое понимание трудозатрат и цены внедрения, и чем глубже были проработаны запросы клиента в части организационного объема проекта и требуемой функциональности, тем больше вероятность того, что поставщик корректно оценит свои затраты и даст в предложении правильную цену.

Проверяем в реальности

После того, как сформированы 2-3 лидера по соответствию требованиям, можно приступать к следующей части испытания – пилотному внедрению информационной системы, в рамках которого есть возможность "попробовать", как выбранные решения будут работать на реальных процессах предприятия.

Тут есть разные подходы – где-то берут один филиал, на котором пробуют внедрить выбранную систему. В менее масштабных случаях готовят контрольный пример для демонстрации системы по определенному сценарию. В результате такого выбора у обеих сторон есть понимание того, что необходимо сделать и сколько это будет стоить. Тогда как при отсутствии внятных требований постановка задачи чаще всего напоминает анекдот, в котором задача ставится в виде "копать от меня и до обеда".

Государство и бизнес делят ИИ на зоны ответственности
Импортонезависимость

Как правило, длительность выбора информационной системы составляет от двух недель до пары месяцев. Опыт показывает, что данные сроки позволяют сформировать достаточные требования для осознанного выбора информационной системы. Хотя в жизни можно встретить компании, которые несколько лет выбирают систему, но никак не могут решиться на ее внедрение.

Сбор и анализ требований – предельно простая процедура, которая реализуема с помощью табличного редактора, но в тоже время она позволяет значительно снизить риски неудачного выбора информационной системы. Многие эксперты уверены, что инвестиции в сбор и анализ требований окупаются всегда.

Андрей Коптелов