Статья

Выбор информационной системы: алгоритм прост

Интеграция Инфраструктура Бизнес-приложения Внедрения
мобильная версия

Число различных трехбуквенных аббревиатур, обозначающих новые классы информационных систем, на глазах - ERP, CRM, SCM, WMS, BPM, ESB, BPA, PLM, MDM, SRM и пр. Одновременно с этим в каждом классе увеличивается количество решений, предлагаемых на российском рынке. Как не ошибиться в таком многообразии предложений и сделать правильный выбор?

При выборе информационной системы многие менеджеры все еще ориентируются на внешние признаки предлагаемой информационной системы – качество презентаций, число внедрений, "громкость" имени, стоимость проекта внедрения. Алгоритм принятия решения в таком многообразии "летающих слайдов" и референс-визитов к зарубежным партнерам может быть довольно запутанным, а вот ключевые вопросы по функциональности систем и особенностям их технической реализации на предприятии при этом часто остаются в тени.

В результате такого "упрощенного" подхода выбирается информационная система без детального понимания технических и функциональных параметров проекта и степени ее соответствия потребностям предприятия. При этом ни продавец, ни покупатель не имеют детального представления о существующих требованиях, что приводит к ошибкам, исправление которых обходится очень дорого уже на этапах внедрения.

Собираем требования

Наиболее простым способом наведения порядка в процессе выбора является четкая фиксация запросов в самом начале и последующий анализ их соответствия возможностям предлагаемых информационных систем. Это не занимает много времени, однако позволяет не только понять требования к выбираемой системе, но и обеспечить прозрачность принятия решения при выборе того или иного поставщика.


Наиболее простым способом наведения порядка в процессе выбора является четкая фиксация запросов в самом начале и последующий анализ их соответствия возможностям предлагаемых ИС

Число требований может варьироваться в зависимости от масштаба запланированной автоматизации, но даже в минимальных вариантах их бывает больше ста, при этом в крупных проектах число оно может превышать и пять сотен.

Хорошим тоном является не просто фиксация того или иного требования, а понимание, кто его сформулировал и какой "вес" у данного менеджера в части принятия решения о необходимости того или иного функционала. Все требования наиболее логично разделить на четыре части: функциональные, технические, стоимостные и к поставщику.

Требованиям, входящим в ту или иную группу, могут быть присвоены различные веса, что позволяет скорректировать принятие решений в разных направлениях. Например, повышая вес стоимостных требований, мы будем склоняться к недорогим решениям, а когда важнее функционал, начнем фокусироваться на достижении максимальной функциональности информационной системы.

Формируем запросы

После определения требований и понимания их приоритетности все становится предельно просто. На базе требований формируется запрос информации поставщикам (RFI – request for information). При этом перечень компаний для рассылки может также формироваться по тем или иным критериям через анализ внешних источников, всевозможных рейтингов или по рекомендации экспертов. Фактически составляется длинный список (Long list), в рамках которого и рассылается запрос. В этом запросе поставщикам предлагается ответить на сформулированные требования и дается определенное время для подготовки.