Разделы

Документооборот Информационное общество

Новый закон: приживется ли ЭЦП в России?

Принят новый закон об электронной подписи. И это не улучшение старого закона, не просто новая версия, хотя преемственность сохраняется. Изменилось место электронной подписи в архитектуре электронного государства, поэтому в срочном порядке потребовалась модернизация законодательства. Насколько широкие перспективы открываются с принятием закона перед бизнесом? Станет ли ЭЦП востребованной в России?

Владимир Андреев: Мы готовы к использованию новых механизмов ЭЦП

Принятие закона "Об электронной подписи" прокомментировал Владимир Андреев, президент компании "ДоксВижн"

Федеральный закон – это базовый документ, определяющий правила использования механизма ЭЦП в качестве замены ручной подписи и придания электронному документу юридической силы. Однако он далеко не единственный. Для наглядности можно нарисовать образ, где ФЗ – это шлагбаум, который либо открыт, либо закрыт. Рядом с этим шлагбаумом может стоять милиционер, который также управляет движением, таких милиционеров может быть несколько, и каждый определяет собственные правила пропуска. Милиционеры в нашем случае – это другие нормативные документы и договоры, уточняющие правила использования ЭЦП в конкретных случаях. Кратко резюмируя содержание нового закона, можно сказать следующее: шлагбаум теперь будет открыт гораздо чаще, а милиционеров потребуется меньше. Новый закон либерализует использование ЭЦП, что, безусловно, упростит ее использование и, в частности, сможет оживить определенные сегменты ИТ, особенно СЭД (системы электронного документооборота) и EDI (системы обмена электронными документами). Никто законодательно не запрещал использовать электронный документооборот и до этого, но для его организации требовалось гораздо больше нормативной и юридической подготовки, а иногда это становилось и невозможным в силу чрезмерности этой работы.

Чтобы не заставлять вас читать и разбираться в сути новой редакции закона, я позволю себе отметить практические выгоды, которые он сулит конечным пользователям и организациям.

Во-первых, закон может существенно упростить взаимодействие граждан с государственными органами – теперь для подачи официальных документов (например, через веб-сайт) пользователю можно будет обойтись без использования сертификата, получение которого требует определенных усилий, а разработчик сайта может использовать гораздо большее разнообразие средств удостоверения личности. Все это станет возможным благодаря новому, зафиксированному в законе механизму "Простой подписи". Правда имеется оговорка: "за исключением специальных случаев", которые все-таки потребуют наличия сертификата.

Затем, существенно упрощается обмен документами с нерезидентами – простая подпись нерезидента приравнивается к простой подписи резидента. И сам факт отсутствия российской прописки у гражданина или организации не позволит считать документ недействительным.

В остальном придание юридической значимости документам, подписанным "простой подписью", будет требовать оформления дополнительных соглашений.

Александр Бабкин, Газпромбанк: Сейчас иностранные ИБ-решения в Газпромбанке замещены на 65%
безопасность

Существенно снизились требования к механизмам использования ЭЦП для придания документу юридической значимости по умолчанию. Введено понятие "усиленной ЭЦП", под которое попадают практически любые современные системы обеспечения криптобизопастности. Теперь от них не требуется наличие формальной сертификации, которую подразумевала предыдущая редакция закона.

Требования к механизмам усиленной подписи приведены в соответствие к нормам, используемым в других развитых странах, и усиленная подпись нерезидента имеет те же требования, что и резидента. А это открывает богатые перспективы для ведения международного электронного юридически значимого документооборота.

ЭЦП в формате старой версии закона - "квалифицированная подпись" - потребуется только в специально оговоренных случаях, которые будут устанавливаться дополнительными нормативными актами.

Итак, государство открыло шлагбаум, остается посмотреть, как будет осуществляться регулирование движения сообществом, ведомствами и другими заинтересованными организациями. Мы как производители СЭД уже заложили соответствующие механизмы в новую разрабатываемую нами версию системы, и готовы к их использованию.