Разделы

Безопасность Наука

НАСА: шаттлам вечно не везет при взлете

Если в ходе расследования причин катастрофы "Колумбии" будет сделан вывод о том, что первым звеном в цепи причин, приведших к гибели корабля, стал удар о корабль отвалившегося фрагмента изоляционного слоя топливного бака, руководство НАСА окажется в весьма непростой ситуации. Ему придется выяснить, каким образом случилось, что инциденты, происходившие до того многократно и без видимых последствий, на этот раз привели к трагедии.
Флот челночных космических кораблей НАСА имеет богатую историю ЧП, происходивших при выведении на орбиту, признало НАСА. С одной только "Колумбией" до последнего трагического ее полета инциденты происходили и прежде, причем как минимум дважды. В настоящее время эксперты предполагают, что причиной разрушения теплозащитного покрытия корабля стало падение на него фрагмента защитного покрытия внешнего топливного бака с образовавшимся на нем слоем льда.

В 1992 году "Колумбия" попала практически в аналогичную ситуацию. Оторвавшийся кусок защитного покрытия топливного бака проделал в тепловой защите днища корабля брешь в 12 см длиной. Тогда инциденту не придали особого значения; считалось, что если он на что-то и может повлиять, то только на длительность подготовительных работ на корабле перед очередным полетом.

В 1997 году история повторяется. В тогдашнем отчете НАСА говорится: "Осмотр выявил более 300 повреждений плиток внешнего теплозащитного покрытия "Колумбии", причем в 132 случаях повреждения имели размер более одного дюйма. Текущие оценки показывают, что около 100 плиток необходимо заменить". И в заключение делается вывод: "Поврежденные плитки не представляют собой угрозы безопасности экипажа".

В 1995 году НАСА установило, что 90% повреждений теплозащитных плиток происходит отлетающими фрагментами покрытия внешнего топливного бака. Был сделан вывод о том, что пузырьки воздуха в изоляционном пеноматериале нагреваются и расширяются во время старта, разрушая само покрытие.

Данная проблема получила в НАСА наименование "попкорновой"; для ее устранения в 1999 году было решено внести изменения в процесс производства пеноматериала. Тогда казалось, что проблема канула в Лету.

Однако в октябре 2002 года при старте корабля "Атлантис" ситуация повторилась. Отвалившийся кусок изоляционного слоя топливного бака угодил в твердотопливный ускоритель. Нанесенные им повреждения оказались поверхностными, и особого внимания на них не обратили.

Источник: по материалам журнала New Scientist.