Спецпроекты

Цифровизация – не замена реальных бизнес-процессов, а дополнение к ним

Лайфхаки

Михаил Степанюк

директор департамента ПО компании Merlion

Чтобы получить максимальный эффект от цифровой трансформации (сегодня стало принято называть ее технологиями с использованием искусственного интеллекта) нужно осознать две вещи. Первая: цифровые технологии и искусственный интеллект – это не панацея, не лекарство от всех болезней и проблем, которые есть на рынке и в конкретной компании. Вторая: цифровизация не является заменой реальных бизнес-процессов, а служит дополнением к ним. Исходя из этих двух базовых принципов, можно эффективно выстраивать процесс цифровизации любого бизнеса.

При этом необходимо помнить, что если рассматривать цифровизацию, как некое цифровое лекарство для бизнеса, то у него есть не только ограничения в применении, но и побочные эффекты. А именно: искусственный интеллект способен допускать не меньше ошибок, чем человек. А где-то даже и больше, поскольку ИИ менее гибок, так как сегодня он жестко привязан к алгоритмам, прописанным человеком. Возможно, что-то изменится с появлением реально работающих квантовых компьютеров, но сегодня выбор искусственного интеллекта и его обучение – это четко прописанные правила, заложенные в определенной модели. Строгие правила, по которым действует ИИ, позволяет людям довольно успешно манипулировать любым рынком, где оперируют машины. Это неоднократно было доказано на примере различных бирж. В финансовой отрасли первые этапы цифровизации прошли раньше, чем во многих других индустриях. Сложился определенный опыт взаимодействия человека и его компьютерного помощника (ИИ). И опыт этот показал, что искусственный интеллект сегодня эффективен именно как исполнитель. Рассчитывая на большее и предоставляя ИИ большую автономию, чем необходимо, вы повышаете риски, связанные с неидеальностью компьютерных алгоритмов (написанных человеком), а также с желанием рынка использовать эти несовершенства в своих целях.

Отсюда, собственно, вытекает второй принцип эффективной цифровизации – гармоничное встраивание компьютерных технологий и искусственного интеллекта в реальные бизнес-процессы. То есть в те, где так или иначе участвуют люди: производители и потребители, партнеры и конкуренты. И в плане конкуренции стоит отдавать себе отчет в том, что компьютерным технологиям конкурентов мы противопоставляем свои собственные, а компетенциям людей – знания и опыт своего персонала и свой собственный. Поэтому, как не стоит человеку конкурировать с компьютером в плане скорости и точности вычислений, так и не нужно рассчитывать победить каким-то ИТ-инструментом своего живого конкурента. Он, как минимум, способен применить аналогичное оружие.

Взгляд месяца

Государство должно получать данные напрямую из информсистем компаний

Савва Шипов

Замминистра Минэкономразвития

Профиль месяца

Нужно ли локализовывать иностранное ПО

Александр Шохин

президент Российского союза промышленников и предпринимателей