Мир кардинально изменился — бизнес, быстро преодолев стадию оцепенения, ищет способы встроиться в новую реальность. Для большинства российских компаний это означает пересмотр стратегии цифрового развития, но никак не откат в прежние времена. Непрогнозируемая доступность импортных аппаратных продуктов и бизнес-решений, нехватка компетенций у имеющихся сотрудников, финансовые сложности заставляют ИТ-директоров больше полагаться на внешних подрядчиков. В ближайшее время востребованность сервисных направлений в ИТ будет только возрастать, хотя общий объем российского ИТ может потерять от 10 до 20% (отечественные компании, замещая ушедших западных партнеров, остаются в выигрыше даже при таком падении). Большинство экспертов солидарны в оценке роста российского сегмента ИТ-услуг в 2022 г. в диапазоне 7-8%, что соответствует ожиданиям и по глобальному рынку управляемых и консультационных ИТ-услуг на тот же период: рост почти на 8%, до $1,28 трлн. Какие услуги будут самыми востребованными, рассказывает управляющий директор Т1 Консалтинг Кирилл Булгаков.
1. ИТ- и цифровой консалтинг
Российский бизнес столкнулся с необходимостью экстренного импортозамещения критически важных систем, есть спрос, например, на переход на гибридную инфраструктуру, объединение ИТ-ландшафтов сливающихся компаний. Эффективность этой работы и будущая устойчивость ИТ-систем зависят от качественного аудита и плана модернизации — это задачи ИТ-консалтинга. Его разновидность — архитектурный консалтинг — отвечает за основу для быстрого построения и развертывания новых сервисов, помогает объединить различные технологии и программные активы в единую структуру, которая поддерживает различные вычислительные среды, бесперебойную работу систем и цифровую трансформацию. Учитывая, что ИТ-архитектура следующего поколения программно-определяемая, содержит множество строительных блоков, в том числе, AI и IoT, эта интеграция требует высокой квалификации архитекторов, которых сегодня на рынке не так много.
Только в Реестре отечественного ПО свыше 14 тысяч наименований отечественных программных продуктов. Помочь с выбором наиболее подходящих для бизнеса софтверных решений — функция цифрового консалтинга, также как и формирование стратегии диджитал-трансформации и создание двойников бизнес-процессов. Все это позволяет проводить автоматизацию с предсказуемым экономическим эффектом.
2. Цифровые сервисы
По данным исследования AppDynamics, 88% ИТ-специалистов считают главной ценностью своей работы качество цифрового обслуживания клиентов, а ключевым инструментом — ИТ-решения для управления производительностью приложений. Неудивительно, что за последние пять лет диджитал-провайдеры, предлагающие цифровые и аналитические решения, росли в три раза быстрее сервисного рынка в целом.
В мировой практике сервисные контракты все чаще основываются на целевых результатах и предоставляются как услуга. За последние несколько лет количество новых контрактов с цифровой составляющей (социальные сети, мобильные приложения, аналитика, автоматизация, облако или IoT) увеличилось почти до 50%, в том числе за счет новых предложений. Например, поставщики IoT-услуг оказывают услуги консалтинга, управления данными и сетью, развертывания инфраструктуры IoT для автоматизации объектов, обеспечения кибербезопасности. Поставщики услуг данных и аналитики на основе Deep Analytics (глубокой аналитики) разрабатывают карту улучшения бизнес-результатов за счет более эффективного принятия решений.
3. Программный инжиниринг
Сегодня на разработку новых приложений приходится 17% от общих затрат на ИТ. В 2021 году 86% компаний отметили, что модернизировали более 50% устаревших приложений. При релизе новых продуктов решающим становится показатель Time-to-Market. Чтобы ускорить качество разработки, не раздувая при этом ФОТ, лидеры рынка все чаще применяют Low-Code/No-Code платформы, в том числе микросервисные, используют ИИ (AI-Augmented Software Engineering) на различных этапах софтверной разработки – от сбора технических требований до анализа и обработки ошибок.
По пути автоматизации труда программистов Google пошел еще дальше и создал нейросеть для написания сложных программ. В России с подобными проектами работает, например, Сбер.
Ускорить разработку помогает максимальная автоматизация тестирования с помощью TestOps, сред для автоматизированного модульного и интеграционного тестирования, инструментов для нагрузочного тестирования, AI/ML.
Меняется не только инструментарий, но и методология. Новый класс решений Value Stream Management (VSM) создается на стыке Agile (с этой методологией работает уже около 90% системных интеграторов) и DevOps (методология делает проверку безопасности неотъемлемой частью процесса разработки). Это позволяет управлять потоком создания ценности и выявлять непродуктивную деятельность в разработке ПО.
Главной тенденцией последних месяцев стало существенное увеличение доли Open Source в разработке, которое соответствует прогнозам исследования Accenture и фонда «Сколково», – в 2026 году более 90% компаний будут использовать открытое ПО. Для достижения таких показателей необходимо решить вопросы с устранением уязвимостей в исходном коде из популярных Open Source-библиотек, а также стимулировать крупные компании использовать открытое ПО, в том числе в рамках планируемой к разработке стратегии развития Open Source в России. Все это делает востребованным труд программных инженеров.
4. Облачный провайдинг
Без облачных сервисов цифровая трансформация практически невозможна или очень дорога. Они позволяют быстро развернуть или масштабировать бизнес и рабочие места, обеспечивают доступ к высокопроизводительному оборудованию и при этом не требуют крупных инвестиций в «железо». Ранее портал IDC прогнозировал, что к 2025 году расходы на публичные облачные сервисы в России будут ежегодно увеличиваться на 20%, что превышает показатели роста рынка ИТ-оборудования.
Базовые облачные сервисы, такие как виртуальная инфраструктура, сервисы для сбора, хранения и обработки данных (Storage-as-a-Service, Database-as-a-Service и др.), облачные бизнес-приложения (Business SaaS), облачные рабочие места (Desktop-as-a-Service) и др. остаются востребованными. Но структура рынка меняется очень быстро: организации начинают использовать публичные облака для доступа к новым технологиям — автоматизации разработки в облаке, Интернету вещей (IoT), аналитике больших данных (BigData), инструментарию для работы с Искусственным интеллектом (AI), VR/AR и др. Появляются новые облачные сервисы: Application Platform-as-a-Service (для разработчиков), Integration Platform-as-a-Service, API-as-a-Service. Эксперты прогнозируют опережающие темпы роста спроса на PaaS и, в частности, контейнерные сервисы (Kubernetes), в 2022-2023 годах. В России такие услуги предоставляют уже более 10 провайдеров.
5. ИТ-аутсорсинг
Аутсорсинговая модель позволяет минимизировать зависимость от человеческого фактора, повысить эффективность операционных расходов, управляемость и непрерывность бизнеса, сосредоточиться на решении ключевых задач. Например, при загрузке дорогостоящего ИТ-специалиста менее чем на 50% держать его в штате неэффективно, особенно если он работает в небольшой компании. Выходом из этой ситуации становится ИТ-аутсорсинг. Он может быть реализован по различным бизнес-моделям: аутсорсинг поддержки информационных систем, сопровождение заказных и Open Source систем, аутсорсинг технической инфраструктуры (дата-центры, сети, рабочие места), комплексный аутсорсинг всего ИТ-ландшафта.
Однако если раньше компании передавали провайдерам набор определенных задач и платили на основе прямого расчета использованных времени и материалов (Time & Material), новая модель радикально меняет эти взаимоотношения. Поставщики берут на себя сложные процессы и получают оплату в зависимости от результата, который они предоставляют, и диапазона используемых ими технологических решений (чат-боты, речевая аналитика, RPA, AI и др.). Среди ключевых трендов ИТ-аутсорсинга — переход на преимущественно дистанционную поддержку, Agile-поддержка, внедрение сервисов самообслуживания на основе виртуальных помощников, использование AIOps для интеллектуального ИТ-мониторинга, поддержка гибридных инфраструктур и платформенных сервисов.
6. Управляемые услуги
Во время пандемии набрала популярность модель «все как услуга» (Everything-as-a-Service, XaaS) — благодаря гибкости, удобству и экономической эффективности. Исследования показывают, что рынок ИТ-моделей «как услуга» вырос в четыре раза по сравнению с общим рынком ИТ-услуг. В России чаще всего встречаются сервисы Desktop-as-a-Service, Device-as-a-Service, Hardware-as-a-Service (HaaS), DataCenter-as-a-Service (DCaaS), в том числе с использованием лизинговых инструментов.
Согласно прогнозу IDC, в ближайшие годы сегмент управляемых услуг в России будет прибавлять в среднем 9% в год и превысит 115 млрд руб. в 2025 году. Подсчитано, что успешное развертывание сервисов поможет снизить затраты на ИТ на 25-45%, а также повысит операционную эффективность на 45-65%. Среди управляемых услуг, помимо классической услуги «Управляемая услуга печати» (MPS), в России набирают популярность «АРМ как услуга», «ВКС как услуга», «управление программными активами» (SAM), «ИТ-мониторинг как услуга», «сисадмин как услуга», управляемая облачная инфраструктура, управление сетью (Managed LAN). Появляются и достаточно экзотические для российского рынка управляемые услуги: Managed Kubernetes, Managed SD-WAN, Managed Edge Services.
7. Аутсорсинг бизнес-процессов (функция как сервис)
Кадровый дефицит и инфляция заставляют бизнес отдавать на аутсорсинг и бизнес-процессы – от услуг контакт-центров до отдельных функций бэк-офиса, таких как обработка претензий или платежей, проведение финансового контроля и осуществление закупок.
Эффективность внешних специализированных провайдеров достигается за счет широкого набора прикладных компетенций и использования современных технологий. В России наиболее распространен аутсорсинг контакт-центров: популярность услуги еще больше увеличивается благодаря тренду на омниканальность. Цифровые платформы с использованием голосовых и чат-ботов, речевой аналитики становятся инновационными центрами клиентского сервиса.
В последние годы растет спрос на аутсорсинг подбора персонала. Облачное ПО на основе AIпозволяет полностью автоматизировать такие процессы рекрутинга, как скрининг резюме, коммуникация с кандидатом, видео- и аудио-интервью, тестирование, назначение встреч и управление базой кандидатов. За последние месяцы на рынке появился целый ряд HR-платформ, среди которых T1 TalentForce, Пульс, VKPeopleHub, а также HRTech – AIR, Goodt, TalentTech и др.
Кроме того, в России уже предлагаются услуги «ИТ-служба как сервис», анонсировался запуск «бухгалтерия как сервис» с экономией до 30% затрат.
8. Услуги 3PM
Часть западных поставщиков заявили об отказе модернизировать и обновлять ПО для российских заказчиков. Это породило спрос на услуги альтернативной технической поддержки ранее приобретенного софта (3rd Parties Software Maintenance Support, 3PM), которые позволяли бы заменить официальную техподдержку вендора с приемлемым качеством. Список платформ, поддерживаемых поставщиками услуг 3PM, достаточно обширен: Microsoft SQL, SAP Business Suite, SAP HANA DB, Oracle DB, Oracle Hyperion, Oracle Siebel, Oracle JDEdwards, PeopleSoft, Oracle Fusion Middleware и др. Это один из самых быстрорастущих и востребованных сегментов рынка ИТ-услуг.
9. Отраслевой сервис-провайдинг
Поставщики ИТ-услуг адаптируют сервисы под потребности различных отраслей, учитывая приоритетность факторов. Для финансового сектора главные критерии при выборе поставщика —суверенитет инфраструктуры и контроль данных, возможность анализа больших данных, использование передовых технологий, поддержка мульти/гибридных облаков и прозрачность затрат. У промышленных компаний приоритеты смещаются в сторону операционной прозрачности и контроля, важны также поддержка нескольких облаков и анализ больших данных. Ритейлерам требуется в первую очередь мульти/гибридное облако, анализ больших данных и доступность обученных разработчиков и ИТ-специалистов.
Именно поэтому распространенной практикой стал наем в ИТ-компании отраслевых специалистов и разработка узкоспециализированных услуг: по модели аутсорсинга ведется, например, техническое обслуживание сетей банкоматов и магазинов, систем оплаты проезда на общественном транспорте, цифровой мониторинг промышленных предприятий, функционирование цифровых госуслуг и т.д. Даже в сегменте облачных сервисов разрабатываются «отраслевые облака».
Заключение
Провайдинг ИТ-услуг в России давно стал зрелым, сформировавшимся сегментом ИТ-рынка с широким спектром релевантных и высококачественных услуг, оптимальным соотношением цены и качества (Value forMoney), быстрым и эффективным сервисным откликом. Поэтому направление в целом оказалось готово к импортозамещению, активному развитию и расширению в момент, когда давление западных игроков рынка на отечественных существенно снизилось. Сейчас его задача не только поддержать заказчиков в кризисный период, способствуя повышению прозрачности и прогнозируемости ИТ-расходов и бизнеса в целом. Важно изменить парадигму — отношение к ИТ не как к обеспечивающей, а как к бизнес-функции, приносящей дополнительный доход и генерирующей новые точки роста.