Спецпроекты

На страницу обзора
Импортозамещение и ИБ обеспечат рост российского рынка ИТ-услуг

Российские компании передают на аутсорсинг около 10% услуг, и этот показатель будет расти. Появление новых российских решений требует их тестирования, отладки, доработки, внедрения в ИТ-инфраструктуру и дальнейшей технической поддержки. Одновременно надо заботиться об информационной безопасности, при этом квалифицированных ИТ-специалистов катастрофически не хватает. В таких условиях аутсорсинг или аутстаффинг порой являются единственным решением проблемы.

Мировой рынок ИТ-услуг

По данным Gartner, в 2022 г. мировые расходы на ИТ-услуги выросли на 7,5% и составили $1305,7 млрд. В 2023 г. ожидается рост на 8,8% до $1420,8 млрд, а в 2024 г. — еще на 11,6% до $1585,4 млрд.

В 2022 г. сегмент ИТ-услуг занимал третье место по темпам роста после ЦОДов и ПО. В 2023 и 2024 гг., по мнению аналитиков Gartner, он переместится на второе место, уступив только сегменту ПО.

Мировые расходы на ИТ, $ млрд

Расходы в 2022 г., $ млрд Рост в 2022 г., % Расходы в 2023 г., $ млрд Рост в 2023 г., % Расходы в 2024 г., $ млрд Рост в 2024 г., %
ЦОД 221,2 16,6 217,9 -1,5 235,5 8,1
Устройства 766,3 -6,3 700 -8,6 748,2 6,9
ПО 811,5 10,7 922,7 13,7 1 052,9 14,1
ИТ-услуги 1 305,7 7,5 1 420,9 8,8 1 585,4 11,6
Коммуникационные услуги 1 423,1 -1,9 1 461,7 2,7 1 551,9 3,8
ИТОГО 4 527,8 2,8 4 723,2 4,3 5 139,9 8,8

Источник: Gartner, июль 2023

Аналитики Mordor Intelligence считают, что увеличение расходов на ИТ-услуги во всем мире вызвано ростом спроса на программное обеспечение как услугу (SaaS) и другие облачные сервисы, а также на ИБ-сервисы. Кроме того, все более востребованным становится анализ больших данных для принятия стратегических решений, для чего нужны интеллектуальные ИТ-услуги и платформы анализа данных. Еще один стимул для роста рынка ИТ-услуг — интернет вещей, активно развивающийся в рамках «Индустрии 4.0». Для управления подобными решениями необходима гибридная среда и сервисы на базе искусственного интеллекта.

Российский рынок

В сентябре 2023 г. исследованием российского рынка ИТ поделилась компания Cloud.ru. По ее данным, в 2022 г. объем рынка ИТ-услуг составил ₽599 млрд. Из этой суммы на услуги системной интеграции приходится ₽253 млрд, на аутсорсинг — ₽221,2 млрд, на разработку заказного ПО — ₽86,8 млрд, на ИТ-сервисы интернета вещей — ₽27,6 млрд и на ИТ-консалтинг — ₽11,2 млрд.

CNews Analytics: Крупнейшие поставщики ИТ-услуг

№ 2022 № 2020 Компания Выручка от ИТ-услуг в 2022 г. с НДС, ₽ тыс. Выручка от ИТ-услуг в 2021 г. с НДС, ₽ тыс. Рост 2022/2021, % Доля ИТ-услуг в обороте 2022 г., %
1 МТС 87 904 406 68 257 294 28,8% 69,90%
2 5 Лига Цифровой Экономики 25 325 000 21 404 000 18,3% 64,8%
3 4 Инфосистемы Джет 19 878 795 20 187 872 -1,6% 55,4%
4 10 IBS 17 739 789 н/д 48,4%
5 7 Айтеко 15 597 979 20 959 884 -25,6% 50,5%

Источник: CNews Analytics, 2023

Перейти к полной таблице

По данным «Стрим Консалтинг», в 2022 г. российский рынок ИТ-услуг вырос на 18%. В отличие от мирового рынка, который растет благодаря облачным сервисам, в том числе в сфере ИБ, анализу больших данных, искусственному интеллекту, российский рынок развивается на фоне высокого спроса на услуги внедрения, интеграции и консалтинга в области импортозамещения и информационной безопасности.

Об этом говорят и аналитики CNS. По их мнению, ключевыми факторами, определяющими развитие рынка ИТ-аутсорсинга в России, в 2023 г. стали необходимость импортозамещения и оптимизации бизнес-процессов, а также нехватка квалифицированных специалистов, способных выполнить эти задачи. Как следствие, компании все чаще обращаются к услугам подрядчиков, которые готовы не только провести модернизацию, но и предоставить специалистов на условиях аутстаффинга.

С выводами CNS согласны в компании «Технологии доверия» (ранее PwC). В январе 2023 г. она выпустила исследование, в котором утверждается, что спрос на аутсорсинг растет, при этом быстрее всего — на аутстаффинг. Тем не менее, по сравнению с международным рынком, где доля аутсорсинга в среднем составляет 30%, в нашей стране компании передают на аутсорсинг всего 10% ИТ-услуг.

Источник: Технологии доверия, 2023
Какие задачи компании передают на аутсорсинг

Чаще всего на аутсорсинг передают разработку и поддержку приложений, внедрение решений и системную интеграцию. Причина — дефицит разработчиков и DevOps-инженеров и недостаток компетенций в области импортонезависимых решений. При этом компании тратят на аутсорсинг не более ¼ своего ИТ-бюджета и в ближайшее время не намерены увеличивать его долю.

Что происходит на рынке ИТ-услуг

По мнению Сергея Шилова, президента «Лиги Цифровой Экономики», ИТ-услуги в России исторически оказывались российскими специалистами, поэтому кардинальных изменений на этом рынке в 2022-2023 гг. не произошло. «Ряды отечественных компаний пополнили те специалисты, которые освободились после ухода западных игроков. Проектов для российских заказчиков стало гораздо больше», — говорит он. По его мнению, рынок показывает уверенный рост, а по отдельным видам ИТ-услуг, например, по разработке программного обеспечения на заказ, годовая динамика достигает 50%.

Тем не менее, утверждать, что рынок ИТ-услуг полностью избежал шока начала 2022 г. не приходится. Однако со второй половины 2022 г. он начал постепенно стабилизироваться и выравниваться. К началу 2023 г. у крупных ИТ-компаний, которые сумели адаптироваться к новым условиям, повысилась эффективность предоставления услуг. По словам Сергея Королёва, руководителя сервисного направления Rubytech, для этого есть несколько причин: усилилась экспертиза интеграторов в плане замещения иностранных производителей, отрегулировались цены на рынке поставщиков ЗиП и выровнялся сам рынок поставщиков — безусловно, локальные штормы тут случаются, и нет единых понятных правил игры, но ситуация уже не выглядит катастрофой. Кроме того, средства, ранее вложенные в покупку оборудования, начали «отбиваться», команды крупных интеграторов пополнись высококвалифицированными инженерами, которые раньше работали на стороне вендоров. В результате состав услуг у системных интеграторов заметно расширился, выросло количество проектов и заказчиков. «Сегодня уже можно говорить о том, что системные интеграторы сформировали мощную экспертную и материально-техническую базу — «нарастили мускулы» для дальнейшей эффективной работы», — говорит Сергей Королёв.

Главная задача российских заказчиков сегодня — замена продуктов иностранных вендоров на российские. Появление новых продуктов требует их тестирования, отладки, доработки и, в конечном счете, внедрения в ИТ-инфраструктуру и дальнейшей технической поддержки, отмечает Александр Казаков, заместитель директора департамента аутсорсинга и системного администрирования компании «Инфосистемы Джет». Интеграторы открывают собственные лаборатории, где устанавливают, настраивают и тестируют на совместимость российские решения. Одновременно появляется все больше проектов, где необходимо не просто менять отдельные элементы ИТ-инфраструктуры на российские аналоги, а переходить на готовые платформы, трансформировать ИТ-архитектуру.

При этом, по мнению Натальи Зейтениди, генерального директора «БФТ-Холдинга», господдержка ИТ-компаний делает их достаточно привлекательным партнером для заказчиков. «Господдержка позволяет в значительной степени снизить воздействие негативных факторов, связанных с кадровым обеспечением, резким отказом зарубежных вендоров от поддержки работающих решений, удорожанием инфраструктуры и комплектующих. ИТ-услуги становятся все более привлекательными для заказчиков, в том числе и в государственном секторе», — говорит она.

Проблемы и решения

Главная проблема рынка ИТ-услуг как и всего ИТ-рынка — дефицит квалифицированных кадров. Об этом говорят все опрошенные CNews эксперты. «Если в разработке чувствуется нехватка специалистов уровней senior и middle, то в сфере технической поддержки и аутсорсинга нужны как начинающие, так и опытные инженеры. Причем требуются специалисты и по зарубежным продуктам, и по отечественным решениям», — говорит Александр Казаков.

«Огромным спросом на рынке сегодня пользуются узкоспециализированные эксперты новых решений, например, специалисты PostgreSQL, Greenplum. Таких экспертов, действительно, мало, и компании усиленно конкурируют за них. В поисках наиболее выгодных и привлекательных условий профессионалы постоянно мигрируют от одного работодателя к другому, что явно не способствует развитию рынка», — продолжает Сергей Королев.

Выход — создание специализированных курсов по подготовке и переподготовке специалистов при непосредственном участии лидеров отрасли. Такие программы уже существуют практически у всех крупных игроков. «В образовательном центре МТС мы регулярно запускаем бесплатные курсы для ИТ-специалистов. В этом году были запущены курсы по SRE, по архитектуре. Мы развиваем стажерские программы, и более 25% стажеров выходят в итоге на работу в МТС», — приводит пример Оксана Воробьёва, генеральный директор «МТС Диджитал».

Дефицит кадров приводит к росту заработных плат и, соответственно, увеличению стоимости ИТ-услуг для заказчиков. «Наша сфера очень капиталоемкая – цифровизация стоит дорого. Поэтому ключевой вызов для российских ИТ-компаний и заказчиков — это финансирование», — говорит Сергей Шилов.

Проблемы существуют и у заказчиков. Например, как выбрать надежного сервисного партнера? «Сегодня появилось множество мелких и средних компаний, некоторые из них созданы экс-сотрудниками российских представительств зарубежных производителей оборудования, которые предлагают услуги по поддержке и замещению иностранных ИТ-решений. Однако на деле часто оказывается, что у подобных компаний нет достаточного финансового ресурса для формирования склада ЗИП, а значит, для выполнения SLA, отсутствует экспертиза, необходимая для выполнения сложных интеграционных проектов», — приводит пример Сергей Королёв и призывает заказчиков ориентироваться на крупные компании, которые существуют на рынке уже много лет.

Тем не менее, участники рынка уверены, что в ближайшие годы спрос на ИТ-услуги будет расти. Причина — все тот же кадровый голод. Найти, а потом и удержать квалифицированных специалистов становится все сложнее, а новые задачи требуют оперативного решения. Один из выходов — аутсорсинг или аутстаффинг.

Наталья Рудычева