|
|
Обзор "Рынок ИТ-услуг: консалтинг, интеграция, аутсорсинг" подготовлен Ольга Говорова: Бизнес продолжает рассматривать любые затраты на ИТ как «второстепенные»О наиболее распространенных стереотипах на российском рынке консалтинговых услуг, о причинах, тормозящих развитие этого рынка в интервью CNews рассказывает директор департамента еnterprise сonsulting компании «5-55» Ольга Говорова. CNews: В чем вы видите основные сложности развития ИТ-консалтинга в России? Ольга Говорова: Одна из основных сложностей развития ИТ-консалтинга в нашей стране связана с тем, что исторически роль ИТ была недооценена. Отсюда — нежелание бизнеса инвестировать в улучшение ИТ в соответствии с передовыми практиками и методологиями. Традиционно качество работы ИТ связывалось исключительно с хорошим компьютерным парком и ПО, при это игнорировалась необходимость обучения персонала и развития ИТ-процессов. Это, в свою очередь, приводит к ситуации, когда процессы управляют людьми, а не люди — процессами. Говоря о сложностях, не стоит игнорировать и особенности национального менталитета. Пока в России прогрессирует так называемая «культура самиздата». Нередко внедрение «тяжелых» систем управления ИТ-инфраструктурой ведется малоквалифицированными, не прошедшими специализированного обучения ИТ-сотрудниками «в свободное» время. При таком подходе говорить о качественном результате не приходится. Как следствие — бизнес не получает желаемого результата и теряет доверие к самой идее внедрения новых технологий. CNews: Какое из направлений консалтинга вы считаете наиболее подходящим для решения этих проблем, из вашего опыта? Ольга Говорова: При определении концепции нашего бизнеса мы учли вышеперечисленные проблемы и постарались подстроиться под российские реалии. Наша компания специализируется на процессном ИТ-консалтинге в области внедрения ITIL/ITSM решений и обучении персонала, акцентируя внимание на постановке управленческих процедур. Одна из наших главных задач — изменить «закостеневший» взгляд на ИТ как на обеспечивающее сервисное подразделение, состоящее из «мальчиков, меняющих картриджи». При организации деятельности ИТ-подразделения в соответствии с методологией ITIL, оно может и должно стать полноправным участником бизнеса. Результатом нашей работы является управляемая система ИТ-процессов, позволяющая оперативно влиять на результативность бизнес-процессов, и повысить капитализацию всего бизнеса. CNews: Какие отрасли, на ваш взгляд, наиболее восприимчивы к услугам внешних ИТ-консультантов? Ольга Говорова: Хронология наших консалтинговых проектов показывает, что «первопроходцами» были российские банки, телекоммуникационные компании и предприятия энергетической отрасли. Сегодня в числе наших заказчиков в области процессного ИТ-консалтинга и обучения персонала растет доля малых и средних предприятий. Это обусловлено пониманием, того, что улучшение ИТ-сферы является конкурентным преимуществом, которое может сыграть определяющую роль в условиях жесткой конкурентной борьбы. CNews: Какие проблемы и задачи в сфере ИТ российский корпоративный сектор, на ваш взгляд, сегодня не готов решать силами собственного персонала? Ольга Говорова: В первую очередь можно отметить внедрение «тяжелых» ERP-систем. Сейчас эти решения активно применяются не только крупными, но и средними компаниями. К сожалению, практика показывает, что некоторые заказчики, уже потратившие сотни тысяч долларов на покупку «тяжелой» ERP-системы, почему-то начинают экономить на квалифицированных специалистах или не доверяют стороннему консультанту. В итоге — попытки внедрить эти системы своими силами терпят неудачу. Второе направление, где российскому корпоративному сектору не обойтись без помощи профессионалов — это ИТ-аудит. Этот вид ИТ-услуг изначально тесно связан с консалтингом. После комплексной оценки деятельности ИТ-отдела наша компания практикует разработку плана мероприятий по операционным, стратегическим и инфраструктурным улучшениям. Таким образом, ИТ-аудит плавно перетекает в ИТ-консалтинг. CNews: В чем вы видите основные сложности консалтинговых проектов в сфере ИТ на данный момент? Какие здесь существуют стереотипы и насколько они обоснованы? Ольга Говорова: Главный стереотип таков: «Консалтинг — это дорого». Он обусловлен тем, что изначально консалтинговые услуги позиционировались на крупных заказчиков. Сегодня ситуация несколько изменилась. Я не стану утверждать, что услуги консультанта значительно упали в цене и стоят копейки. Конечно, профессиональный консалтинг — удовольствие не дешевое. Однако сегодня на российском рынке существует ряд компаний, предоставляющих высококачественные услуги по ИТ-консалтингу по стоимости, доступной даже малым и средним предприятиям. Компания, которая мыслит стратегически и планирует свою деятельность на долгосрочную перспективу, может увидеть, что консалтинг помогает снизить затраты: например, возврат инвестиций в создание Service Desk может быть достигнут в течение 13 месяцев. Следующее распространенное заблуждение — «Мы и сами можем». Оно тесно перекликается с попытками бизнеса решать ИТ-задачи своими силами, о которых мы говорили выше. При внедрении «тяжелых» ERP-систем, либо при разработке ИТ-стратегии руководство компании перекладывает эти задачи на плечи некомпетентного в этих вопросах персонала, ошибочно полагая, что сотрудники смогут разработать эффективные решения лучше, чем это сделают профессионалы со стороны. Еще один стереотип — «Консультант — предвестник проверки». Это мнение небезосновательно закрепилось у персонала предприятия. Исторически так сложилось, что консалтинг действительно проводили накануне проверки, чтобы узнать, что в компании необходимо привести в порядок. Возможно, это характерно и для сегодняшнего дня. Но при этом мы стремимся настроить наших заказчиков на восприятие консультанта не как «ревизора», а как «семейного доктора». CNews: Какие факторы определяют сегодня выбор консультанта компанией-заказчиком, на ваш взгляд? Насколько приоритетным является, в частности, критерий стоимости услуг? Ольга Говорова: Наш опыт показывает, что основным критерием выбора всего, что связано с ИТ, по-прежнему остается цена. Бизнес продолжает рассматривать любые затраты на ИТ как «второстепенные». И поэтому консалтинговым компаниям, приходится проявлять большую гибкость, чтобы подобрать индивидуальный набор услуг для заказчиков, готовых лишь к минимальным затратам. Второй фактор — бренд. Не могу отрицать, что крупные именитые мультивендорные консультанты предоставляют качественные услуги «на острие» прогресса. Но не стоит игнорировать и роль небольших российских компаний, специализирующихся на небольшой линейке услуг. Такие игроки рынка, как правило, стремятся завоевать определенный статус на рынке, дорожат каждым из своих клиентов. И все чаще именно такие компании предоставляют заказчикам необходимые им решения. CNews: Каковы, по вашим наблюдениям, тенденции развития рынка процессного консалтинга? Ольга Говорова: Хочется перефразировать известную поговорку «Консалтинг не роскошь, а средство повышения эффективности бизнеса». Мы наблюдаем тенденцию снижения стоимости услуг в области ИТ-консалтинга без потери качества. Другой тренд — появление на рынке доступных малым и средним предприятиям решений. CNews: Спасибо. |