|
|
Обзор "Рынок ИТ-услуг: консалтинг, интеграция, аутсорсинг" подготовлен Илья Прокимнов: Клиенты все чаще заказывают полный аутсорсинг услуг по сопровождению и администрированию системыОб особенностях российского и зарубежного подхода к реализации проектов в области ИТ-консалтинга в интервью CNews рассказывает Илья Прокимнов, директор по консалтингу ColumbusITRussia. CNews: Сохраняет ли рынок ранее взятые темпы роста, по вашим наблюдениям? За счет чего они могут удерживаться в существующих условиях развития, на ваш взгляд? Илья Прокимнов: Отечественный ИТ-рынок по-прежнему сохраняет высокие темпы роста, которые удерживаются за счет общеэкономических факторов. Российская экономика уже достигла того уровня, при котором владельцы предприятий располагают свободными средствами и осознают, что инвестиции в ИТ — это инвестиции в развитие бизнеса. Рынок становится все более зрелым как в организационном, так и в технологическом плане: появляется все больше компаний, которым требуются современные информационные технологии. Это обуславливает серьезный спрос на ИТ-услуги, который не ослабевает на протяжении последних лет. Думаю, что и в следующем году в макроэкономике не произойдет каких-то сильных изменений, способных серьезным образом скорректировать эту тенденцию. CNews: Насколько разные требования предъявляют к ИТ-консультантам отечественные и европейские компании-заказчики? Илья Прокимнов: Сегодня требования российских и европейских компаний унифицируются. Но в тоже время остаются ощутимыми и отличия, связанные с культурой и подходами к ведению ИТ-проектов. Среди российских заказчиков по-прежнему бытует мнение, что консалтинговый партнер должен обеспечить определенный результат, но при этом процесс его достижения не должен контролироваться самим заказчиком. Со стороны западных компаний мы гораздо чаще наблюдаем интерес и потребность в управлении проектом на всех его этапах. Эти особенности я связываю с тем, что у российских предпринимателей остается ощущение высокой маржинальности консалтингового бизнеса: им важны сроки и конечная стоимость, а не то, сколько консультант тратит времени на реализацию каждой задачи, и из чего складывается эта самая конечная стоимость проекта. Западные заказчики привыкли к более развитому консалтингу, где есть часовая ставка и где они активно участвуют в формировании оценок за проведенные работы. Они гораздо четче контролируют расходы времени по тем или иным задачам, а не просто следят за теми счетами, которые консультанты им выставляют. Но у меня нет сомнений, что через несколько лет и наш рынок придет к подобному пониманию консалтинга, и тогда подходы и особенности работы в России и Европе сравняются. CNews: Какие вертикальные рынки в настоящее время формируют наибольший спрос на профессиональные ИТ-сервисы в России и в Европе? Илья Прокимнов: Если рассматривать средний бизнес, то здесь доминирует торговля (которую мы подразделяем на розницу и дистрибуцию), затем с достаточно большим отрывом следует производство. А если отталкиваться от оборотов, то существенную долю занимают госзаказы и заказы крупных предприятий, например, из нефтяной отрасли. Хотя с точки зрения количества клиентов и проектов эта цифра не очень велика. Российский рынок отличается от европейского, прежде всего, значительно меньшим спросом на ИТ со стороны поставщиков профессиональных услуг. Но, наблюдение за тем, какими темпами развивается сфера услуг в России, позволяет утверждать, что скоро ИТ-сервисы будет очень востребованным направлением. Приблизительно также в свое время развивался спрос на CRM-продукты. Сначала на российском рынке появились западные CRM-решения, интерес к которым на тот момент был не очень высок, но по мере развития самой концепции CRM эти системы стали приобретать популярность и сейчас представляют собой один из наиболее динамично развивающихся сегментов ИТ-рынка. CNews: Как изменяется структура потребления ИТ-услуг российским бизнесом? Илья Прокимнов: В первую очередь, хочется отметить рост спроса на аутсорсинг. Если раньше к самой идее аутсорсинга относились с настороженностью, то теперь мы все чаще и чаще слышим от наших заказчиков предложения о полном аутсорсинге услуг по сопровождению и администрированию системы. На первый план также выходит аутсорсинг специалистов для внедрения и поддержки ERP-систем. Существенную часть рынка по-прежнему занимает поставка оборудования, не теряет своей актуальности и системная интеграция. Важной тенденцией остается рост доли профессиональных услуг по внедрению и построению различных технологий, таких как операционное управление, консалтинг в области взаимоотношений с клиентами и многие другие. CNews: Насколько успешно развивается в настоящее время консалтинговая деятельность Columbus IT в России? Как повлиял на бизнес реализованный ребрендинг? Илья Прокимнов: За последний год мы значительно увеличили темпы роста нашего консалтингового подразделения, и будем продолжать двигаться в этом направлении. Сейчас в нашей компании проводятся стажерские курсы и программы для привлечения молодых специалистов, самые талантливые из которых уже в середине следующего года смогут пополнить ряды наших бизнес-консультантов. Широкомасштабные стажерские программы говорят об успешности компании и стабильности ее консалтинговой практики. Главной оценкой осуществленного весной 2006 года проекта ребрендинга для меня являются положительные отзывы наших клиентов об инновационности и качестве подготовленных материалов. Особенно привлекает сама идея участия реальных сотрудников в брендинге компании, что является новым словом на B2B рынке. CNews: Какие наиболее значимые проекты в сфере ИТ-консалтинга были реализованы вами за последний год? Илья Прокимнов: Проекты, которые мы завершили в 2006 году, охватывают практически все отрасли и регионы, в которых представлена наша компания: это и производственные компании («СКМ-Мебель», «HБ-Ретал») и розничные сети (казахстанская сеть «Меломан», киевская сеть «Сигарный дом «Фортуна», уральская «Рембыттехника», столичная сеть ювелирных изделий «Адамас»), и крупнейшие российские дистрибьюторы («Эгопласт», «Дельрус») и т.п.Одним из наиболее интересных проектов прошлого года можно считать автоматизацию логистики, кадрового учета и управления персоналом в компании «Эгопласт» — ведущем поставщике строительных материалов и оборудования для систем водоснабжения, канализации и отопления на российский рынок. С помощью Microsoft Dynamics AX были автоматизированы все основные для бизнеса подразделения — финансовый департамент, бухгалтерия, логистика, отдел продаж, бэк-офис, а также новое подразделение компании в Санкт-Петербурге и три складских комплекса. В данный момент продолжается проект по автоматизации управления кадрами, по итогам которого «Эгопласт» пополнит число компаний, наиболее полно использующих возможности Microsoft Dynamics AX для управления персоналом. Розничная практика в прошлом году развивалась особенно динамично. Хорошим началом 2006 года стал проект по развитию системы, установленной в группе компаний «Виктория», объединяющей более 130 магазинов различных форматов в крупных городах России: Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Владимире и Ульяновске. Проект примечателен тем, что компания обратилась к нам с просьбой оптимизировать производительность и выработать пути повышения эффективности ИТ-решения на базе Microsoft Dynamics AX, разработанного для нее другим консультантом. В 2006 году мы выполнили совместный проект с одним из крупнейших производственных предприятий Урало-Сибирского региона, — компанией «СКМ-Мебель». В результате проекта компания смогла повысить контроль над операциями, связанными с торгово-закупочной деятельностью, планированием товарно-материальных потоков и финансово-аналитическим учетом. «Рекордсменом» по количеству проектов в 2006 году стала наша практика аналитических систем. Практически каждый месяц мы заключали до десяти новых контрактов по продуктам Cognos. Заказчиками по системам бизнес-аналитики стали такие компании, как «У-Сервис+», «IFD», «Новосибирский завод химконцентратов», «Адамас», «Бронницкий Ювелир», «Подорожник» и многие другие. CNews: Спасибо. |