[an error occurred while processing this directive]
Обзор "ИТ в торговле 2007" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Кристалл Сервис

Пример решения: Внедрение комплексной автоматизированной системы управления международной сетью салонов связи «Евросеть»

Развитие российского рынка мобильной связи

Российский рынок мобильной связи на сегодня самый массовый в Европе. Он развился всего за несколько лет в результате поразительного ежегодного роста количества абонентов.

По данным IDC, количество используемых сим-карт в 2007 году достигло 146,9 млн. штук и превысило численность населения страны. Следует учитывать, однако, что реально используемых подключений существенно меньше, чем сим-карт, а официальные данные о численности населения, по разным оценкам, могут быть на 10-12 миллионов ниже реальных показателей (за счет нелегальных иммигрантов).

По оценкам специалистов, к 2012 году российский рынок мобильной связи вырастет на 132% и его объем будет равен $34,1 млрд. Выручка от услуг голосовой связи, являющейся самой динамично растущей статьей доходов компаний, составит к 2012 году $26,5 млрд.

По прогнозам аналитиков IKS-Consulting, продажи сотовых телефонов будут падать в следующем году, а средняя цена продаваемого телефона будет расти от квартала к кварталу. Однако в 2008 году все же будет увеличиваться доля регионов в общем объёме продаж сотовых телефонов, поскольку в некоторых российских регионах ещё есть небольшой потенциал для роста абонентской базы сотовых операторов и, соответственно, для увеличения продаж сотовых терминалов. В крупнейших российских городах, где уровень проникновения рынка услуг сотовой связи близок к насыщению, сотовые телефоны будут покупаться в основном на «замену» (реплейсмент) устаревшим аппаратам.

Рынок сотовой связи изменился. Изменились и его приоритеты, и требования покупателей. Ранее стоявшие задачи уже во многом решены: салоны связи предлагают приемлемые цены на товары и услуги, имеют удобное месторасположение. Сейчас рынок обслуживания мобильной связи выдвигает новые требования. На первый план выходят: качество, скорость, комплексность обслуживания.

Во многом выполнение этих требований зависит от профессионализма персонала и оптимального выбора программно-аппаратного комплекса, используемого в салонах связи.

Справка о заказчике: Сеть салонов связи «Евросеть»

Компания «Евросеть» — крупнейшая компания, работающая на рынке сотового ритейла и ведущий дилер известных операторов связи. Основными направлениями деятельности компании являются осуществление розничной торговли сотовыми телефонами, цифровыми фотоаппаратами, телефонами DECT, персональной аудиотехникой, аксессуарами, подключение к операторам связи и оказание информационных услуг клиентам.

Компания была основана в апреле 1997 года, тогда же был открыт первый салон сотовой связи «Евросеть» в Москве. С самого начала компания делала ставку на розничные продажи, с каждым годом расширяя ассортимент товара. Бурный рост сети салонов связи «Евросеть» начался после смены стратегии развития, основным направлением которой стало резкое снижение цен на мобильные телефоны. С января по декабрь 2002 года «Евросеть» открывает более 100 салонов связи.

2003 год ознаменовался началом активного регионального развития. В настоящее время компания представлена более 4900 магазинами, расположенными в России, Украине, Белоруссии, Молдавии, Эстонии, Латвии, Литве, Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Армении. В компании работает более 34 000 человек.

Оборот компании в первом полугодии 2007 года составил 2,6 млрд. долларов, число сотовых аппаратов, реализованных через собственную розничную сеть за этот же период — 6,08 млн.

«Евросеть» — бренд, рассчитанный на все человечество». Для компании «Евросеть» главным приоритетом остается клиент. Поэтому вся политика продаж строится исключительно исходя из платежеспособности потенциальных покупателей и спроса на товары и услуги, предоставляемые группой компаний. Визитной карточкой салонов является их местонахождение, ярко оформленная вывеска и витрина. Тщательно подобранный персонал олицетворяет целую философию качественного обслуживания клиентов компании. И даже форма одежды персонала — ярко желтая.

Бренд «Евросеть» стал привычным на улицах крупных городов России. Исследования показывают, что узнаваемость марки в Москве — 92%, в Санкт-Петербурге — 86%, в Нижнем Новгороде — 71%, в Самаре — 85%, в Краснодаре — 82%, в Екатеринбурге — 84%. Ежемесячно салоны компании посещают порядка 45 млн. человек.

Уникальность бренда создается низкими ценами, ориентированностью на массовый сектор рынка, высоким для дискаунтера уровнем обслуживания покупателей, наличием ресурсов, в том числе и человеческих, позволяющих открывать более 100 новых салонов в месяц.

Проект, результаты совместной работы и планы дальнейшего сотрудничества

Рынок сотовых телефонов в России постепенно приходит к насыщению. В 2006 году он  начал сокращаться в объемах. Стабильное увеличение продаж «трубок», которое в течение нескольких лет происходило вместе с проникновением сотовой связи, остановилось: подавляющее число населения страны обзавелось средствами мобильной связи. Теперь сотовым ритейлерам приходится придумывать, как оставаться «на плаву» в новых условиях рынка.

Прогнозируя такую ситуацию, «Евросеть» еще в 2004 году начала диверсификацию бизнеса. Для повышения надежности и управляемости компанией, особенно улучшения контроля в точках продаж, где требуется оперативное и качественное обслуживание покупателей, руководство компании приняло решение о внедрении удобной в эксплуатации системы автоматизации.

Специалисты ТД «Евросеть» провели серьезный анализ рынка программного обеспечения для автоматизации точек розничной торговли. Программный продукт должен был соответствовать следующим требованиям:

  • соответствие решения бизнес-процессам организации,
  • надежность, эргономичность, тиражность решения,
  • удобство в обучении пользователей,
  • дружественный интерфейс,
  • доступная стоимость.

После проведения тендера было выбрано решение «1С-Рарус:Магазин» — отвечающее этим требованиям и уже успешно внедренное в различных салонах мобильной связи и других сетевых структурах.

Была разработана стратегия по созданию системы автоматизации, единой для всех торговых точек. 1 этап — одновременная поставка 1600 копий программного обеспечения (по числу работающих на тот момент магазинов), 2 этап — поставка программных продуктов для открывающихся магазинов.

В рамках проекта программный продукт «1С-Рарус:Магазин», созданный на платформе «1С:Предприятие 7.7», был адаптирован под специфику деятельности компании «Евросеть», в том числе реализованы такие функциональные возможности, как:

  • серийный учет товаров,
  • продажа и активация контрактов,
  • прием платежей различным операторам,
  • заключение договоров ОСАГО,
  • прием заказов на фотоуслуги,
  • а также выполнена интеграция программного обеспечения розничных точек и центрального офиса,
  • интеграция с ERP SAP R/3
  • автоматизация бизнес-процессов гарантийного и платного ремонта оборудования

В результате «Евросеть» получила недорогое, надежное, многофункциональное и масштабируемое решение, установка которого, в конечном счете, привела к оптимизации работы (ускорение процессов обслуживания покупателей, упрощение учета и управления деятельностью).

Такой подход к информационной системе соответствовал стратегии развития ТД «Евросеть».

Продолжением совместной деятельности стал проект поддержки регионального развития «Евросети» за пределами России.

Ранее взяв курс на региональное развитие, в сентябре 2005 года компания «Евросеть» — открыла первый салон сотовой связи в Минске. К маю 2007 года компания «1С-Рарус» (г. Москва) совместно с субподрядчиком, компанией «МиСофт» (г.Минск) в рамках проекта автоматизации зарубежных филиалов торговой сети «Евросеть» автоматизировали 100 салонов связи в 39 городах Беларуси.

В качестве системы автоматизации фронт-офиса, как и в России, использован программный продукт «1С-Рарус:Магазин», который незначительно локализован для соответствия требованиям законодательства Белоруси.

Для автоматизации работы центрального офиса компании в Беларуси внедрена программа «1С:Бухгалтерия 8 для Беларуси» на платформе «1С:Предприятие 8», как наиболее соответствующая требованиям местного законодательства. В конфигурацию были включены оригинальные модули для учета складских операций и операций логистики, а также добавлены модули расчета заработной платы и учета продаж.

В системе ведутся:

  • управленческий и финансовый учет деятельности белорусского филиала «Евросеть»,
  •  оперативный товарный учет,
  • учет основных средств, нематериальных активов и материалов,
  • учет денежных средств,
  • расчет заработной платы,
  • регламентные операции,

В рамках проекта выполнена интеграция программы «1С:Бухгалтерия 8 для Беларуси» с решением «1С-Рарус:Магазин» для обеспечения розничных продаж. Обмен данными между системами «Head-Office» и «Front-End» осуществляется в автоматическом режиме.

В единую информационную систему объединены отделы продаж в салонах, отдел учета, отдел логистики, бухгалтерия, отдел доставки/ВЭД. Всего в Белоруси автоматизировано более 250 рабочих мест.

Активная региональная политика «Евросети» позволила выйти компании на рынок сотовой связи не только в Беларуси, но и в других странах СНГ и Прибалтики. На сегодняшний день салоны «Евросети» представлены в 15 странах, более чем в 1280-ти городах России и странах ближнего зарубежья. Для автоматизации региональной сети на Украине, в Казахстане, Узбекистане и Латвии также использовалось программное обеспечение фирмы «1С» и ВЦ «1С-Рарус».

Задачей масштабного регионального проекта стало создание комплексной системы учета торговой деятельности филиалов, а именно:

  • Автоматизация продаж в торговых точках;
  • Ведение логистики центрального офиса;
  • Создание регламентированной отчетности и налогового учета;
  • Расчет управленческой заработной платы;
  • Ведение консолидированного учета по стандартам МСФО;
  • Учет особенностей законодательства в разных странах.

На данный момент в рамках масштабного проекта автоматизации иностранных подразделений «Евросети» реализованы задачи:

  • Создан локализованный блок регламентированной отчетности в учетной системе для каждой из стран;
  • Создан единый управленческий модуль, обеспечивающий приемлемую производительность при больших объемах данных (складской учет, расчет заработной платы, учет по МСФО);
  • Разработаны оригинальные модули для учета складских операций и операций логистики, модули расчета заработной платы и учета продаж.

Информационная система в региональных подразделениях «Евросети» создана на базе программного продукта «1С:Бухгалтерия 8 для Украины», «1С:Бухгалтерия 8 для Казахстана», «1С:Бухгалтерия 8 для Латвии».

По условию заказчика внедрением информационной системы во всех иностранных подразделениях должен был заниматься единый подрядчик, которым был определен ВЦ «1С-Рарус».

Для запуска и поддержки комплексной автоматизированной системы управления ВЦ «1С-Рарус» привлек специалистов фирм-партнеров на условиях субподряда:

  • на Украине: «1С:Франчайзи-Житомирский региональный Центр», «Бухучет и Торговля»;
  • в Беларуси: «МиСофт»;
  • в Казахстане: «1С-Сапа»;
  • в Узбекистане: «Колизей-Консалтинг»;
  • в Латвии: «Анди М»
  • в Литве: «Авакомпас»

Одним из достижений проекта стала высокая скорость внедрения автоматизированных систем: проект комплексной автоматизации (центральный офис и магазины) в каждой стране выполнялся за 3-4 месяца. Такой темп локализации и внедрения информационной системы является следствием выбора платформы — программные продукты на базе «1С» традиционно внедряются значительно быстрее конкурирующих систем.  

По словам вице-президента по технологическому развитию холдинга «Евросеть» Олега Костина, «Программные продукты «1С» являются наиболее приемлемым вариантом решений класса «Front end» для автоматизации крупной розничной торговой сети. У руководства и персонала «Евросети» существует высокий уровень доверия к системе «1С:Предприятие», благодаря чему обучение сотрудников работе с этими программами не вызывает затруднения у пользователей. Внедренные технологии автоматизации способствуют повышению надежности и управляемости компанией».

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2007 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS