|
|
Обзор подготовлен
CNews: Как за последние годы изменилась структура спроса на услуги системных интеграторов в России и в мире? Что сегодня в наибольшей степени востребовано рынком по сравнению с ситуацией 2-3 летней давности?
Владимир Елисеев: Мы живем и работаем в России, а о событиях в мире все-таки больше узнаем из СМИ. Насколько точно эти материалы отражают реальную ситуацию — судить трудно. Поэтому мне говорить о том, что происходит в мире, было бы не вполне корректно.
В России катастрофически не хватает квалифицированных исполнителей. Поэтому рассуждать сейчас о том, на что наблюдается больший или меньший спрос, не очень правильно. Спрос есть на все квалифицированные профессиональные услуги. Причем он сильно опережает имеющееся на рынке предложение.
Рынок готов принять всё, что есть сейчас, и думаю, вдвое больше. Это видно и по тому, какая охота в настоящее время идет на квалифицированных специалистов.
Я думаю, что если ИТ-компания умеет выполнять свою работу профессионально, то продать свои услуги она сегодня сможет без труда. Гораздо острее стоит другая проблема: компании начинают продавать услуги, возникает и быстро растет спрос на них, что ведет к острому дефициту специалистов. Кроме этого, в такой ситуации ей требуется быстро перестраивать структуру работы, переводить на поток проекты, которые были одиночными, «пионерскими».
CNews: Вы согласны с тем, что за последние годы несколько сократились темпы роста сегмента ИТ-услуг? Если да, то какими факторами, на ваш взгляд, это обусловлено?
Владимир Елисеев: В целом обо всем спектре услуг на рынке говорить сложно. На мой взгляд, темпы роста наиболее раскрученных услуг составляют от 50-70% в год. При такой ситуации говорить о замедлении было бы странно.
Скорее, со стороны заказчика появилась большая избирательность в выборе поставщиков услуг. По крайней мере, в последние 2-3 года эта тенденция обозначилась весьма четко. Заказчики сегодня гораздо внимательнее относятся к предлагаемым компаниями услугам, уделяют большое внимание тому, как будет организована работа, проверяют, какие проекты ранее выполняла компания, не только запрашивают резюме специалистов, но и лично интервьюируют ведущих исполнителей
Поэтому еще раз отмечу, что наиболее острая проблема сегодня — это адекватные темпы набора и подготовки квалифицированного персонала, а также перестройка внутренних технологий работы под новые масштабы.
CNews: Можно ли говорить о том, что спрос отдельных отраслей на те или иные ИТ-услуги в основном сформирован? Правомерно ли утверждать, что каких-то «революций» в структуре потребляемых ИТ-услуг не происходит и не ожидается?
Владимир Елисеев: Есть такая тенденция: как только на ИТ-рынке возникает новая интересная услуга, решение или продукт, который привлекает всеобщее внимание, большинство ИТ-игроков спешат как можно скорее заявить о наличии этого продукта/услуги в своем портфеле. На этом этапе обычно делаются громкие заявления и прогнозы, производится много шума, создается впечатление, что все наперегонки внедряют новый продукт. Однако на деле реальных проектов мало. Потом интерес к теме постепенно снижается, она выпадает из разряда «горячих», внимание переключается на что-то еще. А в это время происходит реальное освоение продукта рынком. И из осторожного опыта первых проектов возникает практическое понимание реальной применимости и ценности такого продукта или услуги, приходит уверенность заказчиков и серьезных исполнителей. На этом этапе возникает «вторая волна», обычно гораздо более мощная по числу и объему проектов, но куда менее шумная снаружи. Возможно, сейчас нет какого-то изменения в структуре «острых» тем, которые у всех на устах, однако в последние год-полтора мы наблюдаем очень активный рост реального спроса на сложные услуги и решения, о которых раньше в основном были только разговоры.
CNews: Отдельные эксперты говорят сегодня о снижении интереса заказчиков к ИТ-услугам, предоставляемым на принципах аутсорсинга. Насколько вы согласны с подобными оценками?
Владимир Елисеев: На мой взгляд, именно этот момент возникновения «второй волны» имеет место сейчас в области ИТ-аутсорсинга в России. Если раньше было много разговоров, то сейчас интерес стал реальным и спрос быстро растет. И здесь опять-таки возникает проблема с кадрами, необходимость быстрой перестройки технологий работы.
CNews: Многие аналитики отмечают неуклонное снижение количества проектов, реализуемых компаниями самостоятельно. Изменилось ли за последние годы соотношение ИТ-проектов, реализованных самостоятельно и проектов, выполненных силами внешних консультантов, на ваш взгляд?
Владимир Елисеев: В большинстве компаний уже довольно давно не считают, что все надо выполнять собственными силами. Да и специфика внутренних и внешних «айтишников» существенно различается. Собственные (внутренние) специалисты отвечают, в первую очередь, за коммуникации с бизнесом, за реализацию проектов в самой компании, за общее управление ИТ-развитием. Это их основные задачи, которые труднее всего передать внешнему исполнителю. А вот рутинную эксплуатацию систем, проектирование и разработку новых ИТ-решений вполне естественно поручить внешним подрядчикам.
Такой подход в первую очередь необходим компаниям, которые с внедрением новых ИТ-систем сталкиваются редко. Им трудно набрать необходимый опыт, поэтому гораздо выгоднее обращаться к помощи внешних специалистов. Но даже для организаций, которые вполне способны накопить собственный опыт в построении ИТ-систем, выполнение проектов своими силами может все равно оказаться нецелесообразным, поскольку отвлекает управленческие ресурсы.
Более того, чем больше компания переходит в состояние зрелости, чем больше она осознает, что составляет центр ее собственного бизнеса, тем больше она воспринимает другие области своей деятельности как чисто вспомогательные. Нам, компаниям, предлагающим ИТ-услуги и решения, свойственно преувеличивать реальную значимость собственно ИТ-решений для бизнеса. А ведь даже если компания не может полноценно вести бизнес без ИТ, это совершенно не означает, что ИТ автоматически становится для нее ключевой ценностью. Значимость ИТ, конечно, зависит от той отрасли, в которой клиент работает, но для очень многих организаций ИТ – это все-таки только инструмент, важный, но не более того. И зрелая компания оценивает этот инструмент исключительно по тому, что он дает основному бизнесу.
И наиболее успешными в такой момент оказываются не самые «продвинутые» ИТ-службы, а те, которые сумели наиболее точно понять, чем они полезны основному бизнесу. «Высший пилотаж» мы наблюдали у нескольких организаций, которые сумели построить сбалансированную «конструкцию» из собственных ИТ-специалистов, эффективно работающих с бизнесом, и целой «экосистемы» внешних исполнителей, которая обеспечивает не только эффективность отдельных проектов, но и высокий уровень подстраховки и способность в короткие сроки развернуть ресурсы на новом направлении.
CNews: Как, на ваш взгляд, будет развиваться сектор ИТ-услуг в обозримой перспективе? Какие новые решения и технологии планирует предоставлять ваша компания в ближайшие годы, в контексте актуальных рыночных трендов?
Владимир Елисеев: Мы видим активный спрос на квалифицированные услуги, причем в целом ряде направлений. О новых услугах и решениях в нашем портфеле я предпочитаю не говорить до того, как мы их запустим.
CNews: Спасибо.