|
|
Обзор подготовлен
CNews: Как изменились за последние годы ключевые требования российских заказчиков к компаниям, работающим на рынке ИТ-услуг? Какие факторы становятся при выборе ключевыми?
Дмитрий Васильев: Одной из главных тенденций, впрочем, достаточно предсказуемых, я бы назвал увеличение числа крупных проектов в сфере ИТ-услуг. Появилось множество проектов, сумма которых превышает сотни миллионов долларов. Примечательно, что, как правило, они не под силу одному системному интегратору или же связаны со значительными финансовыми рисками. Поэтому зачастую осуществляются целой командой компаний, работающих на данном рынке. Такая тенденция довольно четко обозначилась за последние несколько лет. Укрупнение же в свою очередь связано с тем, что российские компании достаточно стремительно растут и выходят на западные рынки. Поэтому проекты усложнились настолько, что ключевым моментом при выборе интеграторов стала их компетенции и то, насколько компания зарекомендовала себя на рынке.
К примеру, среди подобных проектов компании «Крок» — IP-телефония масштаба страны в «Росгосстрахе» и система мониторинга производительности базы данных в компании «Ингосстрах», которая обеспечила непрерывность работы ИТ-инфраструктуры , позволила избежать критических нагрузок на серверы, а также оптимизировать работу вычислительных мощностей.
CNews: Отмечаете ли вы в последнее время какие-либо изменения в структуре отечественного рынка профессиональных ИТ-сервисов?
Дмитрий Васильев: Если говорить в целом по рынку, можно привести следующую статистику: 69% приходится на оборудование, 20% — это услуги и порядка 11% — программное обеспечение. В структуре нашего бизнеса доля сервисной составляющей в обороте выше, чем в целом по рынку. Для сравнения, когда мы только начинали работать в этом направлении, доля услуг у нас составляла 5%, остальное составляли поставки оборудования.
Я хотел бы подчеркнуть, что большая часть компаний уже выполнила для себя проекты по построению ИТ-инфраструктуры. Многие уже внедрили и ERP-решения, и CRM, и системы электронного документооборота. Скажем, в начале года специалисты «Крок» первыми в России реализовали на Новолипецком металлургическом комбинате систему электронного документооборота на базе EMC Documentum под операционную систему Linux.
Сейчас насущным является вопрос, в какой именно момент необходимо начать интеграцию всех этих разрозненных систем, что именно необходимо интегрировать и каким образом. То же самое касается и интеграции сетей. К примеру, в этом году «Крок» выполнил 1-ю часть проекта внедрения интеграционной системы КИТС в СО-ЦДУ ЕЭС.
CNews: Насколько прозрачен, на ваш взгляд, этот рынок?
Дмитрий Васильев: Он не может быть прозрачным в принципе, поскольку это рынок связан с построением достаточно закрытых систем для управления бизнесом конкретных компаний. Поэтому он прозрачен настолько, насколько компании принимают решение о своей прозрачности. Если говорить о компаниях, которые торгуются на биржах, в том числе на иностранных, то понятно, что у них система абсолютно прозрачна и соответствует международной отчетной системе. Для них прозрачность — обязательное условие. В то же время непубличные компании едва ли заинтересованы в предоставлении данных о своей деятельности. Просто потому, что информационные технологии — это всегда конкурентное преимущество, о котором не все готовы сообщать своим конкурентам. В России прозрачность рынка — весьма условное понятие. Четко выраженного тренда, что он был непрозрачным, а потом вдруг стал прозрачным я, по крайней мере, не вижу.
CNews: Согласны ли вы с мнением IDC и Линэкс о стремлении российских поставщиков ИТ-услуг завышать свои показатели? С чем вы связываете подобную «установку»?
Дмитрий Васильев: Мне несколько сложно отвечать на этот вопрос. Я не запрашивал ни у кого подобного рода данных и не имел возможности их проверить. У нас такой практики в компании нет. Мы и так в последние 5 лет лидируем в отрасли с большим отрывом. Хочу заметить, что данные об обороте компании скрыть все-таки достаточно проблематично, а идти на финансовые нарушения ради того, чтобы блеснуть в отчете того же IDC, по меньшей мере, глупо, в то время как придумывать проекты, по которым нет финансовых данных, тоже весьма затруднительно.
CNews: Оправдываются ли надежды рынка на бум аутсорсинга, который предрекали несколько лет назад? Насколько охотно заказчики в настоящее время готовы выделять средства на эти услуги?
Дмитрий Васильев: Говорить о буме, мне кажется, не вполне корректно. Строго говоря, любой проект, который мы выполняли и выполняем силами наших специалистов и заказчиков, можно считать аутсорсинговым. Вопрос в том, какие именно процессы отдаются на аутсорсинг. Например, «Крок» осуществлял техническую поддержку и организацию обучения сотрудников работе с поставляемым нами комплексом АИС «Правосудие», который, если не ошибаюсь, эксплуатируется в 404 судах 60 регионов Российской Федерации.
Сейчас на рынке услуг аутсорсинг занимает около 9%. Правда, на сегодняшний день клиентов, готовых «аутсорсить» ИТ-процессы в целом, немного. Кроме того, многие заказчики, особенно западные, подменяют понятие аутсорсинга тем, что мы называем обычно аутстафинг — то есть предоставления своего персонала заказчику. Здесь бывают случаи перехода нашего персонала к заказчику, что обусловлено в какой-то степени пробелами в законодательстве. Серьезно же говорить об аутсорсинге можно будет лишь тогда, когда крупные компании придут к пониманию необходимости выбора одного интегратора, готового взять на себя осуществление всех функций, связанных с ИТ.
CNews: Какие ключевые тенденции будут определять развитие рынка ИТ-услуг на ближайшие годы, на ваш взгляд?
Дмитрий Васильев: Одна из главных тенденций — это продолжение укрупнения проектов заказчиков. К примеру, для «Альфа-Банка» специалисты «Крока» в начале года запустили систему видеоконференцсвязи, которая объединила центральный офис банка и его 33 филиала по всей России — от Калининграда до Южно-Сахалинска. Так же в этом году был проведен аудит информационно-технологической инфраструктуры вычислительного центра. Недавно «Крок» модернизировал центр обслуживания вызовов банка.
Вероятнее всего, в ближайшее годы рынок будут определять несколько крупных компаний. Не исключено, что произойдет череда серьезных слияний-поглощений. Уже сейчас видно, что многие серьезные игроки, особенно из первой десятки, объединяются, приобретают региональных операторов. Не будем сейчас ссылаться на оценки аналитических агентств, но наша компания, например, рассчитывает на продолжение роста быстрее рынка — как это было в прошлом году, когда рынок вырос примерно на 20%, а мы — в два раза больше. В этом году, я надеюсь, мы добьемся еще более впечатляющих показателей. Также я считаю, что если компания хочет быть жизнеспособной, она не должна, грубо говоря, заниматься всем подряд, а обязана специализироваться на предоставлении определенного круга ИТ-услуг.
CNews: Спасибо.