|
|
Обзор "Рынок ИТ-услуг: консалтинг, интеграция, аутсорсинг" подготовлен Александр Замятин: ИТ-аутсорсинг — лишь одна из реализаций аутсорсинга как эффективной модели организации современного бизнесаО факторах, стимулирующих рост сервисного ИТ-рынка России и об особенностях отечественных консалтинговых ИТ-проектов в интервью CNews рассказывает Александр Замятин, директор департамента информационных и телекоммуникационных технологий компании «ТехноСерв А/С». Среди основных проблем, сдерживающих развитие высоких технологий в России, Александр Замятин выделяет исторически сложившиеся стереотипы и разрыв культур — западной и русской. CNews: Считается, что рост рынка профессиональных ИТ-услуг в значительной мере связан с увеличением инвестиций в развитие управленческой составляющей бизнеса. Разделяете ли вы это мнение, исходя из своего опыта? Александр Замятин: Действительно, на сегодняшний день усиление управленческой составляющей бизнес-процесса оказывает серьезное влияние на темпы развития сектора ИТ-услуг. Необходимость автоматизации управленческого учета, организационного и финансового контроля, планирования и др. — все это требует внедрения информационных систем, способных поддерживать управление организацией на всех уровнях. Но если раньше многие заказчики колебались, нужна ли им информационная система, то сегодня ее отсутствие становится мощным фактором, сдерживающим развитие бизнеса. Поэтому объемы внедрений с каждым годом растут. Однако, развитие управленческой составляющей бизнеса, на мой взгляд, не является первопричиной, стимулирующей развитие сегмента ИТ-услуг. В первую очередь, наличие в организации полноценной информационной системы, обеспечивающей четкость и прозрачность бизнес-процессов и финансового контроля, обусловлено требованиями рынка, не только российского, но и мирового. И это тем более важно на фоне перспективы вступления России в ВТО. CNews: Какие еще факторы стимулируют рост потребления консалтинговых и аутсорсинговых услуг в сфере ИТ, на ваш взгляд? Александр Замятин: Я вижу два основных фактора: глобализация экономики и усложнение технологических решений. Глобализация экономики требует от компаний фокусировки на профильных видах деятельности, повышении эффективности бизнеса и его конкурентоспособности, снижении издержек и так далее. В этих условиях любой компании, перед которой стоит цель поддержания высоких темпов развития, проще и выгоднее отказаться от целого ряда непрофильных функций и отдать их на аутсорсинг. Это касается не только автоматизации бизнеса, но и других аспектов. По сути, ИТ-аутсорсинг — это лишь одна из реализаций аутсорсинга как эффективной модели организации современного бизнеса. В свою очередь, рост сложности технологических решений порождает увеличение и без того значительных накладных расходов на содержание штата квалифицированных специалистов. Заключение соглашения об аутсорсинге позволяет организации снизить численность служб информационного обеспечения и использовать высвободившиеся ресурсы для достижения основных бизнес-целей. CNews: Насколько вырос российский рынок ИТ-консалтинга за последнее время, на ваш взгляд? Александр Замятин: Средняя динамика прироста рынка — 50%-60% ежегодно. В компании «ТехноСерв А/С» этот показатель в среднем составляет около 70%, так как мы особенно активно вкладываем в развитие этого направления, рассматривая его в качестве одного из наиболее перспективных. Только в 2006 г. «ТехноСерв А/С» реализовал около сотни консалтинговых и сервисных проектов различного масштаба, выступая при этом в качестве генерального исполнителя или соисполнителя. CNews: Можно ли утверждать, что этот сектор развивается «с оглядкой» на мировую практику? Александр Замятин: Безусловно. На западе рынок ИТ-консалтинга существует уже не одно десятилетие: накоплен громадный опыт, отработаны методологии, выработаны рекомендации и стандарты, создан обширный портфель успешных кейсов, на которых можно учиться. Поэтому было бы неразумно изобретать велосипед и придумывать что-то принципиально отличное от западной экспертизы. Ее можно довольно успешно применять и в российских условиях. Хотя, бесспорно, в России есть и свои особенности, которые нельзя игнорировать. CNews: В чем вы видите специфику отечественных консалтинговых проектов? Александр Замятин: Прежде всего, в разрыве культур. С одной стороны, еще достаточно сильна «постсоветская» культура управления — негибкая, живущая по своим строгим архаичным законам, оторванным от современных реалий. А по другую сторону баррикад — куда более «продвинутая» гибкая и динамичная культура ИТ. Большой разрыв между этими культурами сильно тормозит процесс их диалога, порождает дополнительные риски и затраты на управление ими. Исторически сформировалась общая специфика для российских предприятий — спонтанно-стихийная автоматизация, как правило, оторванная от реальных стратегических потребностей. Это сформировало у бизнеса определенный взгляд на ИТ как на нечто бессистемное, затратное и непредсказуемое. И сегодня при ведении консалтинговых проектов приходится тратить очень много сил, чтобы менять этот стереотип. CNews: Сформировались ли, на ваш взгляд, собственно российские подходы к проведению аудита и консалтинга в сфере ИТ? Александр Замятин: О формировании собственно российских подходов, на мой взгляд, говорить несколько некорректно. Западные страны существенно дальше России продвинулись в области ИТ. И практически все, что делается в России в этом направлении — адаптация иностранных методов к нашим условиям (если не учитывать очень специфичные проекты отдельных небольших компаний). Кроме того, российские ИТ-консультанты, конечно же, рассматривают перспективы выхода на зарубежные рынки. Но, очевидно, что это станет возможным только при использовании унифицированных подходов, основанных на общемировых бизнес-практиках. Именно поэтому российским консультантам на данном этапе развития очень важно иметь поддержку со стороны западных партнеров. Так, например, «ТехноСерв А/С» имеет партнерские соглашения более чем с 40 западными ИТ-компаниями. CNews: По каким методологиям сегодня преимущественно работают российские ИТ-консультанты? Александр Замятин: С точки зрения формирования и управления ИТ-инфраструктурой мы выделяем, прежде всего, рекомендации CobiT, свод знаний ITIL, стандарт информационной безопасности ISO 27001 и ISO 15408, стандарты в области менеджмента качества (например, серия ИСО 9000:2000). На них мы «накладываем» методологии соответствующих вендоров — наших партнеров: IBM, EMC, HP, Hitachi, Cisco, SUN и др. В целом же на российском рынке пока наиболее популярным является свод знаний ITIL. CNews: Какие подходы к реализации сервисных проектов применяет «ТехноСерв А/С»? Александр Замятин: В качестве основного инструмента при реализации сервисных проектов консультанты компании «ТехноСерв А/С» используют систему сбалансированных показателей (BSC), которая позволяет комплексно учесть приоритетные потребности наших заказчиков в четырех основных проекциях: финансы, клиенты/пользователи/потребители, процессы и потенциал. Подобный подход позволяет достичь максимального уровня удовлетворенности заказчика и перейти к плановому долгосрочному сотрудничеству. Примечательно, что после «отработки» нами некоторых сервисных проектов по этой системе руководство организаций-заказчиков принимало решение о внедрении BSC на своих предприятиях. CNews: Какие наиболее крупные консалтинговые или другие сервисные проекты были реализованы вами в этом году? Александр Замятин: Как я уже сказал, в 2006 г. «ТехноСерв А/С» реализовал около сотни разномасштабных консалтинговых проектов. Однако с большинством заказчиков мы связаны соглашением о неразглашении, поэтому говорить о многих из них я не могу. Упомяну лишь некоторые: аутсорсинг ИТ-инфраструктуры и приложений «Русского Алюминия», аутсорсинг ИТ-инфраструктуры издательского дома «Медиа-Пресса», консалтинг по формированию ИТ-инфраструктры и сопутствующих процессов национального оператора связи SKS-Telecom, консалтинг по развитию ИТ-инфраструктуры центров обработки сложных радиолокационных сигналов в Тулузе, Франция. CNews: Спасибо. |