|
|
Обзор "Рынок ИТ-услуг: консалтинг, интеграция, аутсорсинг" подготовлен Святослав Сорокин: Российский рынок ИТ-консалтинга отстает от зарубежного на 5-10 летО специфике подхода отечественных и западных компаний к реализации проектов ИТ-консалтинга, об основных методологиях, используемых консалтинговыми компаниями, в интервью CNews рассказал Святослав Сорокин, генеральный директор «Би-Эй-Си». CNews: Насколько, на ваш взгляд, вырос российский рынок ИТ-консалтинга за последнее время? Святослав Сорокин: Российский рынок ИТ-консалтинга растет вместе с российским бизнесом. Рост связан с качественными изменениями в информационно-технологической инфраструктуре быстрорастущих российских компаний. Современные информационные системы и ИТ-инфраструктура позволяют решать новые сложные задачи, оперативно оптимизировать бизнес-процессы и системы управления. Управленческая составляющая в бизнесе сейчас играет очень важную роль. CNews: Можно ли утверждать, что этот сектор развивается «с оглядкой» на мировой рынок? Святослав Сорокин: Однозначно да, ведь ИТ-консультантам необходимо учитывать процессы глобализации и требования рынка. За исключением некоторых направлений, например, связанных с информационной безопасностью, все делается по мировым стандартам. Правда, по нашим оценкам, отставание от него составляет 5-10 лет. CNews: В чем вы видите специфику отечественных консалтинговых проектов? Святослав Сорокин: Специфика отечественных консалтинговых проектов заключается в долговременном сотрудничестве с заказчиком по выстраиванию и внедрению современных процессов управления. Иными словами — в процессном консультировании. Западные консультанты хорошо выполняют разовые заказы: они могут качественно провести ИТ-аудит, разработать ИТ-стратегию, методические рекомендации по совершенствованию системы управления ИТ-службой. Но качественное внедрение разработанных рекомендаций и их практическая проверка «защищены» высокой ценой на услуги. CNews: Сформировались ли, на ваш взгляд, собственно российские подходы к проведению аудита и консалтинга в сфере ИТ? Святослав Сорокин: Возможно, основа для этого есть. В России есть крупные системные интеграторы и ИТ-компании. В каждой такой компании накоплен богатый опыт выполнения консалтинговых проектов. Это «кирпичики», из которых в будущем может сложиться интегральная концепция консалтинга в сфере ИТ с учетом российской специфики. Но ИТ-аудит — это одна из немногих областей, в которой усилиями мирового сообщества ИТ специалистов сформировались стандарты и отработанные технологии. Здесь лучше придерживаться международной практики. CNews: Какие методологиии сегодня преимущественно работают российские ИТ-консультанты? Святослав Сорокин: При выполнении проектов, связанных с управленческими аспектами в сфере ИТ, консультанты используют весь традиционный арсенал методологий управленческого консалтинга. В проектах, связанных с оценкой и разработкой рекомендаций для оптимизации управления ИТ-инфраструктурой принято использовать CobiT. Самая популярная методология процессного управления, которой пользуются российские ИТ-консультанты — это ITIL. ГОСТы в сфере информационных технологий также активно используются. При внедрении инфраструктурных решений в практике нашей компании используются методологии наших партнеров: HP, Cisco, IBM, Microsoft, BMC и др. Эти методологии используются с учетом международных стандартов в области ИТ, таких как ISO 27001, 15408, 12207, 9000:2000 и др. CNews: Насколько вообще сформировался в России рынок профессиональных ИТ-консультантов? Крупные западные игроки, работающие здесь, постоянно жалуются на кадровой «голод». Святослав Сорокин: К сожалению, в России сегодня очень мало школ, которые готовят профессиональных ИТ-консультантов. В их числе можно назвать Высшую школу экономики, Академию «АйТи», отдельные московские вузы, в которых преподают топ-менеджеры ведущих российских ИТ-компаний. Для изменения этой ситуации необходимо принимать меры на государственном уровне, например, реализовав национальный проект в области ИТ. CNews: Спасибо. |