[an error occurred while processing this directive]
Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Компания ТрансТелеКом

Рынок спутниковой связи ждет своего возрождения

В мире ожидают возрождения рынка спутниковой связи в течение ближайших 5 лет. В России развитие этого телекоммуникационного сегмента тормозится значительным отставанием в распространении широкополосного доступа в интернет, глобальной спутниковой навигации и непосредственного телевизионного вещания.

По прогнозам аналитиков объем мирового рынка спутниковой связи в 2010 году составит порядка $150 млрд. Главными «драйверами» рынка будут такие приложения, как военные и правительственные сети, корпоративные и домашние сети, а также сегменты вещания и мультимедиа. Большие развивающиеся рынки — такие, как Китай — займут лидирующие позиции к 2015 году. Возможно, что в число лидеров попадет также и Россия. Однако пока основными заказчиками здесь являются крупные ведомственные и бизнес-структуры, телерадиокомпании и операторы связи. Небольшие компании и частые лица — основной катализатор рынка любых видов услуг — все еще не могут себе позволить использовать этот вид коммуникаций.

Доходы отрасли спутниковой связи в мире (млрд долл.)

Доходы отрасли спутниковой связи в мире (млрд долл.)

Источник: J'son & Partners, 2005

Россия отстает

Напомним основные мировые тенденции спутниковой связи последних лет. В начале развития спутниковых систем их основным назначением была организация магистральных линий телефонной связи и несколько позже — распределительных сетей телерадиовещания. По мере развития волоконно-оптических линий связи (ВОЛС) большая часть нагрузки магистральных сетей начала переходить на эти линии. Роль спутниковой связи остается определяющей при создании линий телефонной связи с удаленными и труднодоступными регионами. Доля фиксированной спутниковой службы (ФСС) в мире снизилась (прежде всего, в пользу телерадиовещания) и, по прогнозам Мининформсвязи РФ, не будет составлять по пропускной способности более 30-40% от общего объема услуг, предоставляемых геостационарными спутниками. Ожидается, что в России этот показатель до 2010 года будет несколько выше — 50-60%. Это связано с отставанием развития спутникового непосредственного телевизионного вещания (СНТВ), связи с подвижными абонентами и прямого абонентского доступа в интернет. А некоторых услуг, таких как спутниковое радио, в России пока просто нет.

Российский и мировой рынок услуг спутниковой связи

Наименование услуг

Мир, %

Россия, %

Организация магистральных и зоновых каналов связи и распределение ТВ-программ.

22

25

Организация VSAT-сетей, включая сети связи для ведомственных и выделенных сетей.

11

23

Телерадиовещание

49

41

Интернет

12

5

Подвижная связь

6

6

Источник: Мининформсвязи РФ, 2005

Реанимация ГЛОСНАССа

Основным документом, определяющим развитие спутниковой связи в России на ближайшее десятилетие, является Федеральная космическая программа на 2006-2015 годы, утвержденная в октябре прошлого года. Ее главная цель — удовлетворение растущих потребностей государственных структур, регионов, а также населения страны в космических средствах и услугах. Особое внимание в программе уделяется системе глобальной спутниковой навигации ГЛОНАСС, головным заказчиком которой является Минобороны РФ.

Как известно, до последнего времени ГЛОСНАСС испытывал хроническое недофинансирование — 2 года назад оно оценивалось почти в 3 млрд руб. Ранее планировалось «оживить» ГЛОНАСС к 2010-2012 гг., а теперь этот срок сокращен до 2007 г. Для обеспечения всех требований по точности и быстроте определения координат объектов требуется минимум 24 спутника. Минимальное количество спутников на орбите, при которых можно будет говорить о том, что ГЛОНАСС, наконец, заработал — 18. Столько спутников планируется на орбите к 2007 году. По состоянию на середину февраля 2006 г. в орбитальную группировку входили 15 действующих, 2 резервных аппарата (лазерные отражатели), на двух спутниках завершались испытания.

В ближайшие 3 года группировка должна пополниться аппаратами нового поколения "ГЛОНАСС-М" с ресурсом работы 7 лет и "ГЛОНАСС-К" с ресурсом работы 10 лет. Использование таких спутников, как считают в Роскосмосе, позволит обеспечить навигационной информацией неограниченное число потребителей в любой точке Земли и повысить точность определения координат объекта до 1 м. Основной упор в программе делается на развитие отечественной космической промышленности, защите интересов российских производителей, выпуске конкурентоспособной продукции. Пока же предприятия и даже субъекты РФ заключили контракты и пользуются американской глобальной системой позиционирования GPS. Другим конкурентом отечественной системы спутниковой навигации может стать Galileo — еще один игрок от Евросоюза, поэтому России стоит поторопиться. Ожидается, что российские потребители смогут воспользоваться системой спутникового позиционирования ГЛОНАСС к концу 2007 г., а весь мир — к 2009 г. Но это произойдет лишь в том случае, если Россия сможет найти дополнительный объем финансирования, требуемый для ускорения программы. Он оценивается в 1,5 млрд. руб.; дополнительные средства понадобятся и в 2007-2008 гг. Напомним, что ранее Роскосмос выделил 3,5 млрд. руб. на расширение группировки до 18 спутников.

В соответствии с постановлением правительства РФ, аппаратура ГЛОНАСС/GPS будет устанавливаться на космических аппаратах и ракетах, воздушных и водных транспортных средствах, а также автомобильных и железнодорожных средствах, перевозящих важные или опасные грузы. Системой будут оснащаться все новые транспортные средства, вводимые в эксплуатацию с 1 января 2006 г. Для уже действующих транспортных средств и аппаратов указанных категорий установлены различные сроки оснащения вплоть до 1 января 2009 г. По обещаниям министра обороны Сергея Иванова, Минобороны снимет ограничения на точность определения координат уже в этом году. Таким образом, для появления российского аналога GPS существуют хорошие предпосылки. Ну, а говорить о полной победе ГЛОСНАСа можно будет лишь тогда, когда спутниковые терминалы появится, например, на большей части автомобилей.

Спутниковый интернет не для всех

В настоящее время основными технологиями широкополосного доступа в России являются ADSL, домовые Ethernet-сети и сети кабельного телевидения, в то время как доля беспроводного, в том числе и спутникового доступа, пренебрежимо мала. В развитых странах на спутниковую связь тоже приходится относительно небольшая доля подписчиков услуг широкополосного интернета, однако она существенно выше, чем в России. Это во многом объясняется более простым доступом. Например, рядовой американец в рамках пакета спутникового телевидения DirectTV может подписаться на услугу Hughes DirectPC с пропускной способностью в прямом направлении — от 400 Кбит/с. Несмотря на некоторые технические сложности (требуется обратный канал, который обычно организуется по коммутируемой телефонной линии), в США и Европе существует несколько подобных спутниковых проектов, например Astra, существенно «уронивших» за счет конкуренции стоимость подобных услуг.

У России, как известно, печальный опыт спутникового интернета, который появился в стране значительно раньше ADSL-доступа. Напомним, что услугами спутникового доступа в интернет пользовались небольшие интернет-провайдеры, которые перепродавали этот канал через коммутируемый доступ большому числу конечных пользователей. Это привело к быстрой деградации качества услуг — спутниковые емкости не были рассчитаны на промышленные объемы трафика. Использование широкополосного доступа частными пользователями ограничивалось дороговизной оборудования спутникового терминала и его регистрации. Не прижились и гибридные схемы с обратным каналом по коммутируемой линии.

Сегодня широкополосная связь с применением спутников, как считают эксперты, может вновь возродиться. Этому, в частности, способствует появление интерактивных спутниковых терминалов стоимостью ниже 1000 евро, не требующих организации дополнительного наземного канала для обратной связи, упрощение процедуры их регистрации. Кроме того, за счет роста экономики формируется платежеспособный спрос в регионах, падают цены как на само оборудование VSAT, так и на процедуры ввода этих сетей в эксплуатацию. По некоторым оценкам, число введенных в строй станций VSAT в нашей стране за последние 1-2 года составило порядка 2 тыс. — примерно столько же, сколько за предыдущие годы. Однако дальнейшее развитие этого сегмента рынка тормозится отсутствием частотных диапазонов, которые были выделены под эти службы.

Непозволительная роскошь

Подвижная персональная спутниковая связь (ППСС) остается в России, как впрочем и во всем мире, нишевым сегментом, рассчитанным на узкую прослойку потребителей. Прогнозы, что в 2005 году уровень проникновения спутниковой мобильной связи в России составит 0,35–0,7% (0,5–1 млн. абонентов) явно не оправдались. Самому успешному провайдеру данных услуг в России — ЗАО «ГлобалТел», представляющему систему «Глобалстар» в России, удалось в 2005 году увеличить свою абонентскую базу лишь на 14% (теперь она превышает 25 тыс. абонентов). Таким образом, счет пользователей ППСС в России идет не на сотни тысяч пользователей, как прогнозировалось, а на десятки — то есть на порядок меньше.

Надежды спутники питают

Неплохие предпосылки для развития спутниковой связи создает зарождение в стране услуг Triple Play. По сравнению с любыми другими технологиями у спутниковой связи есть два важных преимущества: глобальный охват больших территорий, независимо от состояния наземной инфраструктуры, и возможность доставки любых объемов информации неограниченному числу потребителей всего одним пакетом. Эти козыри могут быть востребованы, например, при распределении программ IPTV с прямым эфиром, а также для доставки больших массивов контента на региональные сервера операторов услуг Triple Play.

Неплохие перспективы у спутниковой связи и в связи с зарождением телевидения высокой четкости (HDTV), которое когда-нибудь придет и в Россию. Не исключено и появление устройств set-top-box для непосредственного спутникового вещания, которые будут поддерживать, в том числе и услуги Triple Play. Хорошие перспективы вырисовываются и в плане совместного использования спутниковых и WiMAX-технологий в труднодоступных районах со слаборазвитой или неразвитой проводной инфраструктурой. В этом случае спутниковая связь обеспечит широкополосную магистраль к базовым станциям, а конечные пользователи будут подключаться с помощью WiMAX терминалов.

Виталий Солонин / CNews Analytics


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS