[an error occurred while processing this directive]
Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Компания ТрансТелеКом

Рынок мобильников: аналитики ошиблись

Аналитики в очередной раз ошиблись в предварительных прогнозах в сторону замедления развития рынка — продажи мобильников выросли. Основными регионами-двигателями этого сегмента остаются Китай, США, Япония, Индия и Россия. Наиболее динамичный рост зафиксирован в сегменте смартфонов и трубок для сетей третьего поколения.

Анализ прогнозов мировых продаж мобильников в течение 2005 года выявил отчетливую закономерность — чем ранее сделаны предположения, тем дальше они от реальности. Как правило, ближе к концу году аналитические агентства корректируют свои оценки в сторону увеличения. Например, Gartner прогнозировало увеличение объема рынка до 730 млн., и уже спустя несколько месяцев повысил планку до 779 млн. Возможные расхождения в прогнозах и оценках различных агентств объясняются различной методикой подсчета. Так, Gartner учитывают продажи конечным потребителям, а со своей стороны, Strategy Analytics — поставки дистрибуторам и операторам.

"Битые" прогнозы

Объем продаж мобильных телефонов вырос на 30% — до 674 млн. единиц — гласили результаты исследования Gartner, проведенного в начале марта 2005 года. Другие агентства приводили несколько отличающиеся показатели — например, iSuppli дало оценку 713 млн., IDC — 707,3 млн. Рост продаж при этом сохраняется на уровне 7%. Подобное снижение темпов аналитики связывали с замедлением развития рынка сбыта. Предполагалось, что вряд ли покупательское стремление к приобретению новых телефонов сохранится на прежнем уровне, тем более что большинство жителей развитых стран уже владеют новыми моделями телефонов. При этом, по данным Gartner, покупатели пока не особо склонны приобретать модели 3G, даже несмотря на наличие дополнительных функций.

Однако оказалось, что в Gartner тогда недооценили потенциал рынка — позже были внесены коррективы. Так, согласно более свежему прогнозу, мировые продажи мобильников должны были вырасти уже на 16% — до 779 млн. штук. Но коррекция оказалась недостаточной, и эти оценки, как выяснилось, оказались заниженными.

Мировой рынок сотовых телефонов, 2005

Прогноз продаж, млн. ед.

Источник

650 (+30%)

IMS Research, начало 2005

743 (+14%)

Informa

7 30 (+7%)

Garnter, март 2005

779 (+16%)

Gartner Dataquest, июль 2005

750*

iSuppli Corp.

780

Nokia

Реальные продажи, млн. ед.

 

825,5 (+16,7%)

IDC

813 (+14%)

iSuppli Corp.

812 (+18%)

GfK

817

Dow Jones

* — прогноз объема производства
Источник: CNews Analytics, 2005

Более долгосрочные прогнозы у различных агентств, как и следовало ожидать, различаются еще разительнее. Так, по ожиданиям Gartner, в 2009 году число проданных мобильников превысит 1 млрд. штук (всего на руках будет находиться более 2,6 млрд. сотовых телефонов). А по прогнозам Informa, рост рынка замедлится и составит около 3,83%: при таких темпах к 2010 году продажи составят 899 млн. устройств.

Мировой объем продаж мобильных телефонов, 1997 — 2009, млн. штук

Мировой объем продаж мобильных телефонов, 1997 — 2009, млн. штук

Источник: Gartner Dataquest, 2005

Реальные продажи мобильников заставили аналитиков пересмотреть свои оценки рынка в сторону увеличения. Во 2 квартале, по данным IDC, было продано 188,7 млн. телефонов — на 16,3% больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По сравнению с 1 кварталом поставки сотовых телефонов в мире увеличились на 7,3%. Как подчеркивают в докладе IDC, значительную роль в увеличении поставок сотовых телефонов сыграл существенный объем продаж моделей начального уровня. Причем эта тенденция характерна как для развивающихся, так и для зрелых рынков сотовой связи.

В следующем квартале уровень продаж достиг 208,3 млн. (увеличение на 8,8% по отношению к результатам за аналогичный период предыдущего года — и на 19,1% — к предыдущему кварталу). Причиной бурного роста стал выпуск новых усовершенствованных моделей, обновление линеек вендоров и появление новых форм-факторов.

Выпуск производителями большого числа новых моделей послужил гарантией сезонного роста спроса и доходов на рынке. По данным iSuppli, мировые продажи сотовых телефонов достигли в тот период рекордного уровня — 242 млн штук, в то время как в аналогичном периоде предыдущего года этот показатель равнялся 200 млн штук. За весь 2005 год было продано 813 млн мобильных телефонов, что на 14% выше показателя предшествующего преода (713 млн.). Похожие оценки приводит IDC — 825,5 млн. мобильников, что на 16,7% превышает показатели предыдущего года (707,3 млн.). GfK фиксирует рост на 18% — до 812 млн штук. Таким образом, реальные продажи мобильников побили даже самые смелые прогнозы. Рост продаж был обусловлен развитием новых технологий и высоким спросом на мобильные телефоны в странах с относительно низким проникновением услуг сотовой связи. При этом объем продаж аппаратов третьего поколения стандарта WCDMA вырос на 124%, а доля 3G-телефонов в общем объеме продаж сотовых телефонов достигла 7%.

Региональная специфика

Темпы роста продаж на развитых рынках отставали от аналогичных показателей в тех странах, где проникновение еще не достигло насыщения, хотя уже близко к нему. Так, согласно GfK, объем продаж мобильников на ведущих европейских рынках вырос на 14% и составил в Германии — 30 млн штук, Франции — 18,3 млн штук, Великобритании — 32  млн штук. Для сравнения: продажи трубок в России выросли на 26%, в Польше — на 27% до 34 млн и 6 млн штук, соответственно. Европейский рынок мобильных телефонов демонстрирует устойчивый рост, который обеспечивается, главным образом, обилием технологических новинок, телефонов с поддержкой мультимедиа и дорогих многофункциональных аппаратов. Лидирующим регионом по выпуску новых устройств в позапрошлом году стала Западная Европа. Но по прогнозам исследователей, к 2008 году темпы роста в этом регионе существенно замедлятся. Это связывают с тем, что к тому времени производители смогут удовлетворить здесь высокий спрос на новые модели.

Мировые рынки розничных продаж сотовых телефонов в 2005 году

Мировые рынки розничных продаж сотовых телефонов в 2005 году

Источник: Евросеть, 2005

Если европейские и североамериканские абоненты проявляли большую активность в плане замены старых моделей телефонов на новые, то развивающиеся рынки росли в первую очередь за счет новых подписчиков. Общее число абонентов мобильной связи в мире должно к 2010 году достигнет 2,7 млрд.

Самый большой объем продаж мобильных телефонов ожидается в Азиатско-Тихоокеанском регионе — около 25% мирового объема по итогам года (данные Gartner). В 2009 году доля этого региона предположительно увеличится до 33%. Только в Китае и Индии в текущем году будет продано около 200 млн. телефонов. При этом в 2009 году Индия, где будет продано 139 млн., обгонит по этому показателю Китай, считают в Gartner. Аналитики Informa прогнозируют, что в Азии спрос на мобильные телефоны и после 2008 года останется высоким. В Китае сейчас продаётся 36% производимых в мире трубок. По прогнозам Nokia, к 2010 году Китай увеличит количество мобильных пользователей на 250 млн. человек. Сейчас в этой стране насчитывается 380 млн. сотовых абонентов. За первые 9 месяцев 2005 года финская компания продала в Китае и Тайване около 23 млн. трубок. В Латинской Америке объем продаж мобильных телефонов к 2009 году может достичь отметки 100 млн. штук в год.

Виталий Солонин / CNews


Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS