Syrus

 

Обзор подготовлен
CNewsAnalytics
При поддержке
Syrus Systems

Мобильная спутниковая связь

Содержание:

Общемировые тенденции
Точки роста
Игроки
Российский клондайк
Другие
Пора обновлять спутники

Казалось бы, череда громких банкротств таких компаний как ICO, Iridium, GlobalStar и Teledesic должна была надолго отбить интерес инвесторов к мобильной спутниковой связи. Однако события проходящего года показывают как раз обратное, и аналитики прогнозируют существенный рост доходов в этом секторе. Россия с ее необъятными просторами, многие из которых не покрыты даже обычной телефонной связью, — в числе приоритетных областей на карте Земного шара, куда спутниковые операторы и производители оборудования для спутниковой связи смотрят с большой надеждой.

Общемировые тенденции

 
Самое трудное время, выпавшее на долю такого сегмента рынка телекоммуникаций как спутниковая связь, кажется, подходит к концу. Начало положительной тенденции, наблюдаемое в различных регионах мира, связано, прежде всего, с растущей потребностью в телефонизации и проведении интернета на удаленные территории. При этом не стоит думать, что речь идет об Индии, Африке или России — в США также найдется немало мест, куда не «добивают» сотовые операторы или не протягивают кабели «проводные» связисты. А в Западной Европе — во Франции — запущен большой проект по развитию высокоскоростного интернета в районах, лишенных наземной связи.

По мнению президента и гендиректора израильской телекоммуникационной компании Gilat Satellite Networks Орена Моста, бизнес спутниковой связи переходит в фазу роста. Пока он незначительный, но это движение в правильном направлении, отмечает специалист. Gilat, крупнейший мировой производитель спутниковых антенн («тарелок») VSAT, который работает в 80 странах, ориентируется на рынки США, Латинской Америки, Азии и Африки; при этом самыми перспективными для компании рынками являются Россия, Индия, Латинская Америка и Африка. Это именно те регионы, которые обеспечат наибольший прирост рынка спутниковой связи. Г-н Мост уверен, что технология VSAT в следующие 5-10 лет сохранит лидерство на рынке решений для удаленных территорий. Он отмечает расширение продвижения на правительственном уровне фондов универсальной услуги связи, рост числа государств, облагающих налогом телекоммуникационные компании для финансирования решений для удаленных территорий. Кроме того, по его мнению, становится популярной среди госчиновников идея выравнивания уровня образованности жителей удаленных регионов до уровня городов. Часто единственный способ решения этой задачи — спутниковая связь, так как наземные решения для проведения интернета потребуют проведения многолетних и дорогостоящих работ, — считает г-н Мост.

Точки роста

По предварительным оценкам, доходы по итогам 2003 года в сегменте спутниковой связи возрастут почти на 50%. Можно обозначить следующие «точки роста» рынка спутниковой связи в тех регионах Земли, где отсутствует наземная связь или ее развертывание экономически нецелесообразно:

  • потребности государственных и регулирующих структур, нуждающихся в эффективной космической связи (таможня, налоговые службы, МЧС и пр.);
  • потребности образовательных учреждений в интернете;
  • спрос со стороны коммерческих компаний, имеющих разветвленную филиальную сеть;
  • частные пользователи, испытывающие потребность в домашнем высокоскоростном интернете;
  • возможный спрос со стороны домовладельцев (спутниковый таксофон или интернет для жильцов);
  • сотрудничество с сотовыми операторами (например, в плане «выхода» на территории, где без спутниковой связи потребовались бы более значительные инвестиции или было бы нецелесообразно работать из-за топографии местности и удаленности).

Игроки

Кратко проанализируем состояние известных игроков в сегменте мобильной спутниковой связи.

Inmarsat, позиционирующий себя как первый в мире международный оператор мобильной спутниковой связи, дочерняя компания Inmarsat Ventures, предлагает через сеть своих сервис-провайдеров, расположенных в примерно 80 странах, услуги около 260 тысячам пользователей. В настоящее время это один из немногих глобальных спутниковых операторов, у которого расходы не превышают доходы. Так, по данным аналитической компании «Рыжиков и партнеры», чистая прибыль Inmarsat за 2003 гол оценивалась в размере $150 млн. Ожидается также, что в 2003 году впервые в своей истории чистую прибыль в размере около $12 млн. покажет Iridium.

После того, как в сентябре 2003 года ICO Global Communications поставила в известность GlobalStar и Суд по делам о Банкротстве, что она не может выполнить ранее взятые на себя обязательства, в игру за покупку активов оператора включились несколько венчурных фондов. Победителем оказался венчурный фонд Thermo Capital Partners, предложивший за 81.25% акций новой компании, которая станет приобретателем активов GlobalStar, $43 млн. и взяла на себя ряд финансовых обязательств.

Что же тогда дает возможность говорить о «возрождении» мобильной спутниковой связи? Если отвлечься от глобальных спутниковых операторов и перейти к менее амбициозным игрокам, которые не ставят себе цель охватить спутниковой связью всю планету, а покрывают отдельные участки земного шара, то станет ясно — именно им в текущем году благоволила судьба. Пожалуй, главный секрет успеха довольно прост: для охвата наиболее высокодоходных и перспективных регионов требуется всего несколько (на начальном этапе даже один) геостационарных спутников, операционные расходы на управление которыми на орбите относительно невелики.

Речь идет о таких операторах как Thuraya Satellite Telecommunications Company (ОАЭ) и AceS/Garuda (Индонезия). Если «традиционные» спутниковые операторы редко когда демонстрировали темпы роста абонентской базы более, чем 40% в год, то Thuraya и AceS/Garuda за последний год практически удвоили свои абонентские базы. На начальном этапе своей деятельности эти операторы обошлись относительно небольшими инвестициями (Thuraya, например, вложила в проект $1,1 млрд.) — один геостационарный спутник не потребовал больших вложений.

Таким образом, новая бизнес-модель «региональных» операторов, которая подразумевает наращивание числа спутников и расширение зоны покрытия по мере развития бизнеса, позволила им, в частности, установить более привлекательные тарифы на спутниковую связь, которые не намного превышают тарифы операторов сотовой связи. Тем временем, глобальные же операторы упрекают новых конкурентов в дискредитации самой идеи спутниковых коммуникаций — связь в любой точке Земли.

Российский клондайк

Российский рынок мобильной спутниковой связи оценивается экспертами на уровне полумиллиона абонентов (грубо объем рынка можно оценить в $50 млн. в месяц), и в настоящее время, по различным данным, он освоен на 10-20%. Так что Россия для операторов спутниковой мобильной связи — настоящий «клондайк». Об этом также свидетельствуют следующие цифры — по данным компании TelAstra, в нашей стране в каждой тысяче долларов доходов от телекоммуникаций, один доллар дает спутниковая связь, в то время как во всем мире этот показатель в два раза ниже.

Российские клиенты Inmarsat, число которых составляет около 16 тысяч (примерно 5% совокупной абонентской базы компании) и растет почти на 25% ежегодно (самые высокие темпы роста по сравнению с остальными странами), приносят не менее 17% общего трафика компании. Другой оператор — GlobalStar, действующий на территории России через своего эксклюзивного сервис-провайдера ЗАО «ГлобалТел», имеет в нашей стране порядка 12 тысяч абонентов, каждый из которых приносит ему более чуть более $100 в месяц каждый (показатель APRU). Наконец, третий, самый молодой игрок на рынке спутниковой связи (в России он начал официально продавать свои услуги в середине мая) компания Thuraya может похвастать всего порядка 500 подписчиков.

Основные итоги деятельности спутниковых операторов на территории России

Оператор Дата выхода на российский рынок Примерное число абонентов, тыс. Процент охвата территории РФ Среднемесячный доход с одного абонента
«Инмарсат» н/д 16 до 95 до 180
«ГлобалСтар» ноябрь 2000 12* до 95 103-105
«Турайя» май 2003 0,5 85-90** 50-100

* планируемый показатель на конец 2003 года — 13 500 абонентов
** оценочный показатель после запуска на орбиту второго спутника

Источник: CNews Analytics, декабрь 2003

Компания «ТМ САТ», предоставляющая услуги подвижной спутниковой связи Thuraya на территории России, рассчитывает за год догнать по числу абонентов своего конкурента — оператора «ГлобалТел». До конца года «ТМ САТ» планировала на базе существующих дилерских сетей, продающих услуги сотовой и спутниковой связи, организовать 500 точек продаж, в том числе 200 в регионах.

У обеих компаний — «ГлобалТел» и «ТМ САТ» — примерно одинаковая стоимость минимального контракта на подключение — около 1000 долларов. У «ТМ САТ», например, в него входят стоимость телефона, SIM-карта с 10 долларов на счету, авансовый платеж ($39) и разрешение на эксплуатацию терминала в РФ ($20).

Главная наживка, на которую должны клюнуть потенциальные потребители «TM CAT» — это тарифы, которые заметно ниже, чем у конкурента. Например, минута исходящих звонков на телефоны, подключенные к сети оператора, обходятся от 50 до 63 центов (без учета налогов), что примерно в два раза меньше, чем у «ГлобалТел» ($0,99-$1,19), и в несколько раз меньше, чем у «Инмарсат». Кроме того, предлагаемые Thuraya абонентские терминалы поддерживают не только спутниковую, но и привычную сотовую связь в стандарте GSM, а также имеют функцию GPS (точность определения объекта — около 100 м). При этом Thuraya, как и другие операторы спутниковой связи, не позиционирует свою систему как замену сотовой, а рассматривает ее как дополнение к наземным службам сотовой GSM-связи. С учетом того, что телефон способен автоматически переключаться в стандарт GSM при попадании абонента в зону досягаемости сотовых операторов, это заметно снижает расходы абонентов.

Тарифы операторов подвижной спутниковой связи,
действующих на территории России, на голосовую связь
(для абонентов, использующих портативные спутниковые телефоны)

«ТМ САТ» «ГлобалТел»
Минимальные начальные платежи:
Плата за подключение 0* 30
SIM-карта 60 15
Авансовый платеж или депозит 39 150
Оформление разрешения на эксплуатацию терминала в РФ 20 н/д
Стоимость телефонного аппарата 730** (с учетом НДС) 529***
Ежемесячная абонентская плата 0 — 20 0 — 20 
Стоимость эфирного времени:
Исходящие на телефон в сети оператора в спутниковом режиме 0,50-0,63 0,99-1,19
Исходящие на телефон в сети оператора в спутниковом режиме бесплатно бесплатно
Исходящие на ТфОП и СПС России в спутниковом режиме 0,75-0,94 0,99-1,19
Исходящие в режиме GSM тарифы операторов GSM**** не поддерживает
Входящие в режиме GSM 0,25 0,89*****
Исходящие международные звонки 0,64-1,56 1,19-2,70

Примечания. Все цены указаны в у.е. без учета налогов
* с оборудованием, приобретенным у «ТМ САТ»
** спецпредложение в одном из салонов
*** в рамках «Зимней программы» с 1 декабря 2003 года по 31 января 2004 года
**** только для тарифного плана «Турайя Кредит» (начальный депозит — 300 долл.)
***** входящий трафик по России

Источник: CNews Analytics, декабрь 2003

«ГлобалТел» относится к замыслам «новичка» скептически, упирая на небольшую зону покрытия конкурента, которая со слов финансового директора «ГлобалТел» Бремера-Йенсена Мэдса составляет лишь юг европейской части страны. Между тем, после запуска в июне второго геостационарного спутника Thuraya смогла покрыть в том числе и значительную площадь России (вне зоны досягаемости оператора по-прежнему остаются северные и восточные регионы РФ).

Расширение зоны покрытия Thuraya Satellite Telecommunications Company после запуска второго спутника
(показано пунктиром)

Расширение зоны покрытия Thuraya Satellite Telecommunications Company после запуска второго спутника

Согласно российскому законодательству зарубежная система спутниковой связи может работать в России только при наличии в ней наземной станции сопряжения. «ТМ САТ» введет в строй наземную станцию в подмосковной Дубне лишь в середине 2004 года, а пока вся работа ведется через наземную станцию в Шардже (ОАЭ). Таким образом, «ТМ САТ» удалось уговорить российские власти об исключении. В июне «ТМ САТ», американский производитель телекоммуникационного оборудования Hughes Network Systems и ФГУП «Космическая связь» (ГПКС) подписали трехстороннее соглашение, предполагающее строительство российской станции сопряжения сети Thuraya. Для станции сопряжения Hughes поставит оборудование, а ГПКС предоставит площади на территории своего центра космической связи в Дубне и будет осуществлять управление от имени «ТМ САТ». Общая стоимость проекта составляет, по различным оценкам, от $30 млн. до $50 млн.

Зона покрытия «ГлобалТел»

Зона покрытия

Для того, чтобы окупить затраты на станцию «ТМ САТ» нужно привлечь порядка 5-6 тысяч абонентов. Компания рассчитывает, что после ввода в эксплуатацию станции сопряжения, существующие сегодня тарифы будут снижены на 30-40%. Кроме того, представители компании сообщали ранее, что к концу года стоимость телефона также будет снижена на 20%.

Структура абонентской базы «ТМ САТ»

Структура абонентской базы

Источник: CNews Analytics, декабрь 2003 

Основными клиентами спутниковой сети связи Thuraya должны стать компании, у которых существует значительная территориально распределенная структура, зачастую находящаяся за пределами действия сотовых сетей, а также все те, кто по долгу службы оказывается в неосвоенных местностях. Также, специально для России, будут внедрены и фиксированные переговорные пункты на базе спутниковой связи.

Другие

«Инмарсат», действующая с 1979 года, является самой первой системой спутниковой связи. Она изначально проектировалась для обеспечения связи морского транспорта в случае стихийных бедствий и для проведения спасательных операций. В настоящее время «Инмарсат» — нишевый оператор, услугами которого в России продолжает пользоваться морской флот, а также госслужбы и силовые структуры. Массовый сектор отпугивают высокие тарифы и большой по сравнению со спутниковыми трубками других операторов терминал-«ноутбук» массой в районе 2 кг. Кроме того, для связи в помещениях требуется дополнительное оборудование, которое заметно увеличивает стоимость комплекта.

В России спутниковая сеть «Иридиум» в настоящее время не работает. Компания не смогла удовлетворить требованию Минсвязи РФ — построить станции сопряжения и в начале 2000 года была лишена лицензии. Российские потребители от этого вряд ли расстроились — довольно высокие тарифы (спутниковый пейджер, например, обходился им в $108 ежемесячно) вряд ли могли порадовать массового пользователя. Кроме того, телефоны «Иридиум» имели явно недостаточную для удовлетворительного приема мощность и также как терминалы «Инмарсат» не работали внутри помещений без дополнительной антенны.

Как недавно стало известно, сеть глобальной спутниковой связи Iridium после трехлетнего перерыва вновь будет работать в России. Ожидается, что услуги Iridium будут доступны на российской территории в коммерческом режиме уже к весне 2004 года.

Что касается российских инициатив, то у всех на слуху национальный проект «Садко», который продвигает группа компаний «Кросна», и который подобно Thuraya, будет основан на использовании одного спутника на геостационарной орбите (на начальном этапе).

Пора обновлять спутники

Как уже писал CNews.ru экономически обоснованное решение задачи расширения рынка телекоммуникационных услуг в России и, следовательно, развития инфраструктуры связи возможно только при создании мощной национальной системы региональной мобильной спутниковой связи. В этом направлении работает ФГУП «Космическая связь» (ГПКС). Программа ГПКС по обновлению российской национальной спутниковой группировки предусматривает в рамках Федеральной космической программы создание и вывод на геостационарную орбиту в период до 2005 года пяти спутников связи и вещания нового поколения серии «Экспресс-АМ» с улучшенными техническими характеристиками. В случае, если эта программа будет реализована, за Россией сохранится частотно-орбитальный ресурс, а ГКПС значительно расширит свои технические возможности.

Производство спутников основано на принципе международной кооперации и будет осуществляться на базе Научно-производственного объединения «Прикладная механика» им. М. Ф. Решетнева. Полезная нагрузка для спутников разрабатывается компаниями Alcatel и NEC, что обеспечит соответствие технических параметров новых космических аппаратов (КА) мировому уровню (в частности, срок существования спутника «Экспресс-АМ» на геостационарной орбите — 12 лет, «Экспресс-А» — 7 лет) и современным потребностям рынка. Энерговооруженность новых аппаратов «Экспресс-АМ» значительно увеличена по сравнению с запущенными на геостационарную орбиту в 2000 году российскими спутниками связи и вещания серии «Экспресс-А» за счет роста количества транспондеров в Ku- диапазоне. Это позволит ГПКС оказывать клиентам широкий спектр услуг спутниковой связи, и, в первую очередь, мультимедийных услуг.

Планируемые источники инвестиций для реализации Программы развития орбитальной спутниковой группировки РФ до 2010-2015 гг.
(усредненные показатели)

Планируемые источники инвестиций для реализации Программы развития орбитальной спутниковой группировки РФ до 2010-2015 гг.

Примечание. Отечественные и зарубежные инвесторы точно еще не определены (категория «Другие»)

Источник: CNews Analytics, декабрь 2003

Задача восполнения и обновления спутниковой группировки действительно стоит очень остро: из действующих сегодня 10 спутников ГПКС лишь три еще не выработали гарантированный срок службы. Национальная спутниковая группировка России в настоящий момент включает 5 КА «Горизонт», 3 КА «Экспресс А» и по одному КА «Ямал», «Экран М» и «Бонум-1». В сети НТВ используется также КА Eutelsat W4, а концу 2003 года планировалось запустить 2 спутник «Ямал-200» и один «Экспресс-АМ22». Таком образом, общая емкость группировки составит около 120 стволов, к 2005 году она должна увеличиться до 220-230 стволов, а к 2015 году достигнет, по прогнозам, 400-650 стволов. Для реализации этих планов потребуется от $1,33 до $1,79 млрд., которые планируется привлечь из госбюжета, собственных средств ГПКС, а также за счет внешних и внутренних инвестиций. Бюджетный вклад «Росавиакосмоса» составит $270-330 млн., а ГПКС планирует внести за счет собственной прибыли $250-300 млн. Таким образом, для полного покрытия инвестиционных потребностей Программы развития орбитальной группировки РФ до 2010-2015 гг. необходимо найти инвесторов, которые согласятся вложить $810-1160 млн. Это, по-видимому, и будет самым острым углом в этом национальном мегапроекте.

Виталий Солонин / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2003 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS