Бизнес-разведка через интернет становится незаменимой

Использование систем бизнес-разведки (BI) позволяет существенно повысить качество аналитической информации, используемой для принятия решений и, следовательно, в значительной степени снизить риски в бизнесе. Сегодня BI-системы являются средством превращения накопленной информации в капитал.Прогнозируется значительный рост количества пользователей, работающих с BI, в том числе и через интернет.

Подсистема генерации запросов и отчётов предназначена для оперативной выборки из хранилища требуемых пользователю данных за указанный период. Подобные выборки обеспечивают возможность ретроспективного анализа бизнес-процессов в нужном разрезе с заданной степенью детализации. Как правило, доступ к этой подсистеме открыт для максимального числа пользователей компании, для снижения нагрузки на хранилище данных отчёты кэшируются и/или размещаются на Web-портале. При необходимости регулярного получения типовых отчётов используется их генерация по расписанию или по событию (триггеру). Сюда же входят и средства обработки произвольных запросов (Ad-hoc query), реализующие выборку данных более гибко, в соответствии с нестандартными потребностями поиска данных.

Средства анализа данных BI-системы делятся на две основные категории. Это средства онлайнового анализа данных (OLAP) и средства интеллектуального анализа данных (Data Mining — DM) и поиска знаний в базах данных (Knowledge Discovery in Databases, KDD). Средства OLAP в реальном времени осуществляют многомерный анализ данных по выбранным пользователем показателям и измерениям, сводя результаты в кросс-таблицы с возможностью раскрытия деталей по каждому показателю. По реализации на уровне СУБД средства онлайнового анализа данных делятся на многомерные (Multidimensional OLAP — MOLAP), в которых так называемый "куб OLAP" создаётся в специализированной базе данных, реляционные (Relational OLAP — ROLAP), эмулирующие MOLAP средствами реляционной СУБД и гибридные (Hybrid OLAP — HOLAP). Средства DM и KDD предназначены для обнаружения связей и корреляций между хранимыми данными, а также выявления трендов. Для этого используются сложные механизмы шаблонов, статистические и специальные математические методы (используются также нечёткая логика и нейросети). Методы интеллектуального анализа данных помогают найти и наглядно представить скрытые связи между объектами и процессами, связанными с экономической деятельностью компании, и строить математические и имитационные модели бизнес-процессов, позволяющие прогнозировать последствия принятия тех или иных решений или наступления определённых событий.

Курс на повышение эффективности

"Чистый" экономический эффект от внедрения и использования BI-систем оценить довольно сложно. Очевидно, что в связке с CRM-системой решение BI позволяет сохранять и вновь привлекать большее число покупателей, а интеграция данных даёт руководству возможность эффективнее управлять компанией. Но если ошибку в принятии важного для компании решения оценить довольно легко (хотя бы по фактическим убыткам), то оценить предотвращение такой ошибки за счёт работы BI практически невозможно. Поскольку серьёзные BI-системы обладают высокой стоимостью, их внедрение обязательно должно быть экономически обоснованным. Необходимо всегда помнить, что подобные системы призваны лишь облегчать аналитическую работу и принятие решений, а не осуществлять эти процессы  вместо ответственных лиц.

Тенденции на рынке BI-систем определяются, как стратегиями производителей и пользователей, так и развитием технологий, на которых базируются эти системы. Согласно отчёту TDWI, сегодня предприятия стараются сократить набор используемых средств BI, одновременно расширяя круг сотрудников, использующих BI для принятия решений (то есть повысить эффективность использования средств деловой разведки). В среднем, организации хотят в течение трёх лет увеличить количество приобретаемых лицензий до 60% от общей численности сотрудников по сравнению с нынешним уровнем в 41%. Кроме этого, было выявлено, что сейчас только 45% сотрудников, обладающих лицензией, используют средства BI регулярно. Компании планируют за три года поднять этот показатель до 65%.

В то же время, ожидается сокращение "косвенных" пользователей BI-систем (получающих отчёты по электронной почте). Сейчас их число достигает 58% от общего количества пользователей, но по причине принимаемых производителями мер, препятствующих косвенному использованию BI-систем, а также из-за снижения эффективности рассылки отчётов по электронной почте (по причине чересчур ретивой борьбы со спамом) ожидается снижение количества "косвенных" пользователей до 52%.

С другой стороны, прогнозируется значительный рост количества пользователей, работающих с BI через Web-интерфейс, с сегодняшних 55% до 70% через три года. Переход средств BI в онлайн изменяет и пользовательские требования к ним: от стандартных отчётов пользователи переходят на изучение метрик и ключевых индикаторов производительности (Key Performance Indicators — KPI). Параллельно, условия американского законодательства требуют повышения качества и достоверности подготавливаемой в рамках BI-систем информации. Кроме этого, расширение круга пользователей BI-систем накладывает дополнительные требования по простоте использования продуктов. В этом контексте производители BI-систем, похоже, признали своё поражение в борьбе с табличными процессорами и перешли к интеграции с ними.

Что касается технологий, то здесь, как и в секторах ERP и CRM-систем, усиливается роль интеграции данных, а также происходит постепенная переориентация программного инструментария на поддержку Web-сервисов и сервисно-ориентированной архитектуры (Service Oriented Architecture — SOA). Существует также тенденция перевода средств поддержки хранилищ данных и аналитики в режим реального времени, чтобы отвечать потребностям в оперативном анализе бизнес-процессов. Кроме этого, совершенно ясно прослеживается тенденция консолидации крупными производителями средств BI в интегрированные пакеты программ.

Сергей Середа / CNews Analytics


Сергей Кошелев: При выборе ПО корпоративные заказчики большое внимание уделяют вопросам «истории» продукта и его производителя

Сергей Кошелев

На вопросы СNews ответил Сергей Кошелев, директор департамента корпоративных информационных систем компании «Открытые Технологии».

СNews: Какие тенденции доминировали, по вашим наблюдениям, на российском рынке корпоративного ПО в последнее время? Какие из них считаются ключевыми сегодня?

Сергей Кошелев: Объем рынка корпоративного программного обеспечения (ПО) в России настолько велик, динамичен и интересен, что периодическое появление новых тенденций здесь можно считать одной из его характерных черт. Если все же говорить конкретно, то среди может быть и не новых, но доминирующих тенденций можно отметить ту, к которой оказалась причастна компания «Открытые Технологии», и которая вызывает, с моей точки зрения, наибольший интерес у всех участников рынка корпоративного ПО. Это тенденция реализации комплексных проектов, когда внедрение корпоративного ПО заказчики неразрывно связывают с построением новой технической архитектуры, осуществлением масштабных организационных изменений, созданием системы обучения и поддержки пользователей и т.п. Кроме того, комплексность проектов зачастую связывается с устранением «территориальной лоскутности» ПО, вызванной географическим распределением объектов автоматизации. В основе таких тенденций лежит, в первую очередь, бурное развитие технических средств коммуникации, позволяющих реализовывать подобные решения, а также достижение определенного уровня стабильности экономики, когда становится возможным планировать комплексные проекты внедрения корпоративного ПО, длительностью в несколько лет, с привлечением огромного числа ресурсов. Отмечу и постоянное стремление корпоративных заказчиков привести к единым стандартам не только средства вычислительной техники, но и принципы учета и управления.

Полный текст интервью

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS