Rover Computers
официальный партнер CNews.ru

 

Обозрение подготовлено при поддержке  «ФостерГрупп»

Мировой рынок ноутбуков 
Содержание:

Продажи ноутбуков в регионах мира
Рыночные доли поставщиков
Производство: Китай против Тайваня
Прогнозы
Перспективы Intel Centrino

По прогнозам рыночных аналитиков, в первом полугодии 2003 г. мировой объем продаж ноутбуков должен был превысить 17 млн. шт. Сейчас ожидается, что по итогам 2003 г. этот показатель составит 36 млн. Таким образом, темпы ежегодного роста составят 20%, а сегмент мобильных устройств станет наиболее динамично развивающимся и перспективным направлением на рынке ПК. Заметим, что по оценкам Gartner, рост всего рынка ПК в 2003 г. не превысит 6.6 % — около 136.9 млн. устройств (или в денежном выражении — 3.3 %, до $170.6 млрд.).

Сами производители связывают сложившуюся ситуацию на рынке с резким увеличением спроса на фоне существенного снижения цен. Даже в традиционно самом провальном — втором квартале — в этом году отмечается увеличения объема продаж ноутбуков до 8,5-8,7 млн. устройств. Адекватные темпы роста сохранятся и во втором полугодии.

В результате активизации рынка производители ноутбуков отмечают теперь дефицит некоторых ключевых компонентов, например, тонкопленочных ЖК-панелей, жестких дисков и корпусов из магниевых сплавов. Соответственно, на эти — и некоторые другие виды продукции в связи с растущим спросом недавно были повышены цены. Так, на 5% выросли цены на жесткие диски емкостью 30, 40 и 60 ГБ, на $200 увеличилась стоимость 15-дюймовых панелей.

Продажи ноутбуков в регионах мира

По итогам 1 квартала 2003 г. доля мобильных устройств выросла не только в общем объеме мирового рынка ПК, но также и во всех региональных секторах. Однако этот рост отмечается по сравнению с аналогичным периодом 2002 г. — а по сравнению с предыдущим кварталом мировой объем поставок сократился до 8,57 млн. единиц — т. е. на 1,3%. При этом сокращение объемов продаж настольных ПК в том же 1 квартале гораздо серьезнее — на 12%.

В регионе EMEA (Европа, ближний Восток и Африка) зафиксированный в 1 квартале 2003 г. рост рынка ПК на 6% (оценки Gartner) обусловлен именно ростом спроса на мобильные устройства. Последнее в свою очередь обусловлено снижением цен и маркетинговыми инициативами вендоров.

В 1 квартале 2003 г. существенно вырос спрос на мобильные устройства в юго-азиатском регионе, их доля составила 18% от всего рынка ПК. Здесь участники рынка объясняют рост спроса — помимо общемирового фактора уменьшения цены — техническим совершенствованием устройств, а также уменьшением их веса.

Вместе с тем, в 1 же квартале 2003 г. на 2% сократились продажи ПК в Латинской Америке, объем которых составил 1.7 млн. шт., из которых на ноутбуки пришлось 132,580 шт. Причем на 43.3% (по сравнению с 1 кварталом 2002 г.) сократились продажи лидера рынка — компании Hewlett-Packard. Единственный вендор, отмечающий позитивный рост в регионе за указанный период — Dell, доля которого, например, в Мексике увеличилась на 46%. Латиноамериканцы пока стремятся приобретать ноутбуки заграницей, поскольку розничные цены устройств на континенте значительно превышают среднемировые. Например, в Бразилии (на долю которой приходится 48% всего регионального рынка ПК), средняя стоимость ноутбука на 35% выше, чем в Майами. По оценкам аналитиков, рост продаж в латиноамериканском сегменте ноутбуков будет возможен только при соответствующем снижении цен.

В США, по итогам мая, продажи ноутбуков впервые превысили по объему продажи настольных систем. Портативные ПК составили более 54% от розничных продаж, что в денежном выражении эквивалентно почти 500 млн. долл. По мнению специалистов, подобный всплеск был вызван повышением интереса потребителей к возможности мобильных операций, а также наметившемуся покупательскому предпочтению портативной техники с приятным дизайном.

Рыночные доли поставщиков

Общий объем рынка ноутбуков составил в первом квартале 2003 г. около 8,5 млн. устройств (данные IDC). Лидером по-прежнему остается компания HP, на долю которой приходится 15% рынка (объем продаж ноутбуков оценивается в 1,3 — 1,37 млн. штук). Для сравнения: в 4 квартале прошлого года число проданных ноутбуков под торговой маркой НР и Compaq составило 1,29 млн. шт.

Активное продвижение HP связано в первую очередь с успехами в розничном секторе. Благодаря контрактным производителям (в частности, тайваньским Quanta Computer и Arima Computer) компания с прошлого года представляет широкую линейку недорогих моделей. В настоящий момент HP Pavilion ze4000 и Presario 2100 предлагаются в розницу за 699 долл. и 799 долл. соответственно. Однако аналитики выражают сомнение в том, что лидирующие позиции HP сохранятся по итогам года. Ожидается, что Dell, ориентированная на бизнес-сектор, в очередной раз сможет стать лидером во втором полугодии, когда традиционно увеличивается доля корпоративных продаж. Одновременно компания расширяет линейку ноутбуков для домашнего пользователя, также размещая заказы на производство в тайваньских компаниях.

В конце прошлого года HP уже уступила свои позиции Dell Computer, которая сейчас занимает 14% рынка и отмечает увеличение объема продаж на 51% (до 1,2-1,25 млн. шт.). На третьем месте — Toshiba, продавшая 1,2 млн. ноутбуков, ранее — в 1 квартале 2002 г. занимавшая ведущую позицию на рынке.

На четвертом и пятом местах соответственно находятся Fujitsu-Siemens (665 тыс. устройств) и IBM (638 тыс. устройств). NEC за первые три месяца 2003 г. реализовали 482 тыс. ноутбуков, Sony — 447 тыс. Далее идут Acer (428 тыс. шт.), Apple (298 тыс. шт.) и Gateway (111 тыс. шт.).

Рынок ноутбуков, 1 квартал 2003 г. (млн. шт.)

Рынок ноутбуков, 1 квартал 2003 г. (млн. шт.)

Источник: IDC

Тайваньская Acer, по итогам прошлого года констатировавшая большую отдачу от продажи ПК, планирует в этом году увеличить долю продаж ноутбуков до 2 млн. шт. В данный момент доля продаж ПК в валовой прибыли компании составляет 10-15%, на ноутбуки приходятся 8-11%. Представители компании рассчитывают обеспечить 100%-тный рост продаж за счет оптимизации процессов управления продажами, и кроме того, благодаря уходу большинства лидеров с рынка пользовательских ПК.

Рост покупательского интереса к беспроводным мобильным устройствам отмечают Sony, Sharp и Samsung, в 2002 г. реализовавшие агрессивную политику продаж ноутбуков на гонконгском рынке. На фоне постепенного снижения цен на устройства компании констатируют, что доходы от их продаж по-прежнему превышают доходы от продаж настольных ПК.

Производство: Китай против Тайваня

Характерно, что HP, Dell и другие транснациональные компьютерные компании, распространяющие ПК и ноутбуки под собственным брендом, в данный момент стремятся переложить производство преимущественно на плечи контрактных производителей. Большинство лидеров рынка уже построили свои заводы в юго-восточной Азии, например, в Китае или на Тайване, привлекая к производству местных рабочих с низкой оплатой труда. Кроме того, по данным iSuppli, некоторые китайские производители ПК заказывают ноутбуки у тайваньских компаний: например, Quanta производит ноутбуки для китайской Legend, которой принадлежит до 30% китайского рынка ноутбуков.

Именно тайваньский контрактный производитель Quanta в 2002 г. выпустил максимальное (в мировом масштабе) количество ноутбуков. По данным исследований iSuppli, из выпущенных Quanta 5,4 млн. ноутбуков (что на 22,8% больше, чем в 2001 году) преобладающая доля была произведена для «брендовых» транснациональных компьютерных компаний, таких, как Dell, HP и Sharp, и продавалась под их торговыми марками. Конкурент Quanta, тайваньская компания Compal, выпустила в 2002 году 4,1 млн. ноутбуков (на 72,7% больше, чем в 2001 г.) — преимущественно для тех же заказчиков.

Таким образом, по данным iSuppli, произведенные на Тайване ноутбуки составляют 65% от совокупного объема мировых поставок, что на 58% больше, чем в 2001 г. Благодаря этому Тайвань укрепляет свои позиции на рынке ИТ-аутсорсинга, наряду с Китаем и Малайзией. Рост поставок тайваньских ноутбуков частично объясняется тем, что теперь местные контрактные производители (Quanta, Compal, Wistron и др.) не обязаны производить технику строго по чертежам и спецификациям, предоставленным «брендовыми» заказчиками, а максимум должны соблюдать требования по производительности систем, самостоятельно разрабатывая дизайн ноутбуков и проводя другие конструкторские работы.

Эксперты Acer утверждают, что до сих пор самым крупным сосредоточением производственных мощностей ИТ-продуктов (включая ноутбуки), оставалась Тайвань. Тем не менее, по прогнозам аналитиков 2003 г. будет не самым удачным для тайваньских производителей. Поскольку заказчики в последнее время активно переводят свои заводы в Китай (где, по оценкам самих производителей, в 2002 г. сборка ноутбука стоила на 25 долл. дешевле, чем на Тайване), использование мощностей тайваньских компаний составит в этом году не более 50-60%.

Объемы производства, поставок и использования мощностей крупных тайваньских производителей ноутбуков в 2003 году (млн. штук)

Quanta Computer Compal Electronics Wistron Inventec Arima Computer
Планируемый объем производства 10,8 10,8 3,8-4 3,5-4 3
Прогнозы поставок 6,5 6 3 2,5 1,0-1,5
Прогноз использования производственных мощностей 60% 56% 75% 62,5% 50%

Источник: DigiTimes

Прогнозы

В конце 2002 г. заметно снизилась валовая прибыль производителей от продаж ноутбуков с 14- и 15-дюймовыми экранами. Разработчики самых распространенных брендов вновь обратили свое внимание на 12-дюймовые панели, которые традиционно составляли около 20% мирового рынка портативных ПК, однако в последнее время начали терять свои позиции. Рекордные показатели продаж ноутбуков с 12-дюймовыми экранами были достигнуты во втором квартале 2001 г. — 28,5% рынка. В 1 квартале 2002 г. их доля сократилась до 13,8%, а в последующие два — соответственно до 9% и 7,6%. Лидирующие позиции прочно заняли устройства с 14- и 15-дюймовым панелям. В настоящий же момент Dell и Toshiba констатируют рост продаж ноутбуков именно с 12-дюймовым экраном, которые в 1 квартале составили уже 8,7% рынка. Новые 12-дюймовые модели в этом году планируют также выпустить Acer и BenQ.

По прогнозам Acer, в целом на рынке сохранится тенденция к снижению цен на мобильные ПК, и потребители будут получать все более производительные, функциональные и совершенные продукты. Тем не менее, эксперты выражают сомнение в том, что в ближайший год цены на наиболее бюджетные модели снизятся в  среднем более чем на 15%.

По ожиданиям крупнейших производителей ноутбуков, больше половины систем в третьем квартале 2003 года будут поставляться на базе Centrino. Dell Computer, IBM, Acer и Asustek Computer предсказывают, что продажи ноутбуков на основе данной технологии составят по объему более 50% от общих продаж в 3 квартале. По итогам первых кварталов, показатель продаж составлял 20-30%. Летом компании планируют представить на рынке новые модели на базе Centrino среднего и низкого ценового уровня (1099-1599 долл).

Аналитики Gartner также утверждают, что большую долю корпоративного рынка в 2003 г. займет платформа на базе Intel Centrino. Распространение технологии будет способствовать существенному росту продаж ноутбуков за минимальные сроки, хотя в среднем, по статистике, крупным компаниям требуется от 3 до 6 месяцев для того, чтобы оценить перспективы новых технологий и принять решение о внедрении.

Перспективы Intel Centrino

Несмотря на то, что технология Intel Centrino была анонсирована относительно недавно, по оценкам крупных иностранных производителей, продажи ноутбуков на базе технологий Centrino составили 20–30% от общего объема продаж в первой половине 2003 года. Во второй половине года ожидается, что эта доля увеличится до 50%, что на 25% превышает более ранние прогнозы экспертов рынка.

Как заявляют ведущие мировые производители, к концу текущего года модели на базе Intel Centrino должны постепенно вытеснить ноутбуки на процессорах Pentium 4 и Pentium 4-M из продуктовых сегментов «Бизнес», «Легкие и тонкие» и частично — из сегмента «Замена настольных ПК».

Фактором, оказывающим стимулирующее значение на рост данного сегмента, безусловно, является снижение цен. Летом ряд компаний-лидеров рынка мобильных компьютеров планировали представить новые Centrino-модели среднего и низкого ценового уровня ($1099–1599).

Мнения игроков рынка относительно устойчивого спроса на дешевые Centrino-модели разделились. Один из гигантов-производителей — Dell Computer — пророчит им хорошее будущее. Оппоненты, среди которых компании Toshiba, Asustek Computer и BenQ, предполагают, что ноутбуки, ограниченные возможностями начального уровня, не смогут долго удерживать внимание пользователей. Основным аргументом, который приводят эти компании, является заинтересованность пользователей в больших объемах жестких дисков (не менее 40 ГБ) и значительном объеме оперативной памяти. Помимо этого, производство недорогих моделей может негативно сказаться на имидже самих компаний, считают их представители.

Растущий спрос на мобильные процессоры со встроенными возможностями беспроводной связи и функциями энергосбережения наблюдается с момента официальной презентации Intel Centrino весной этого года (12 марта 2003 г.). Вся маркетинговая кампания по продвижению нового бренда обошлась корпорации Intel в $300 млн.

Напомним, что ноутбуки на платформе Intel Centrino позволяют выходить в интернет или подключаться к корпоративным сетям, находясь на расстоянии около 100 метров от так называемых хот-спотов — точек беспроводного доступа, устанавливаемых в местах наибольшего скопления людей: аэропортах, гостиницах, бизнес-центрах, кафе, ресторанах. В этом году компания Intel совместно с партнерами — операторами мобильной связи и беспроводного доступа, гостиницами и аэропортами — проводит подготовку к запуску около 10 тыс. хот-спотов в 15 странах мира.

По данным Dataquest, число хот-спотов в Европе должно увеличиться до 34840 к 2007 г. Наиболее быстрый рост числа точек доступа — до 12250 к 2007 г. — прогнозируется в Европе в жилых микрорайонах. При этом число регулярных пользователей WLAN в Европе вырастет со 154 тыс. в 2002 г. до 11 млн. в 2007 г., а основным средством доступа к WLAN останется мобильный компьютер. По данным бюллетеня Analysys, в настоящее время для доступа к беспроводным сетям 66% клиентов используют именно ноутбуки.

По данным Gartner, число хот-спотов во всем мире в этом году увеличится с 829 до 15308, а к 2005 году превзойдет показатель в 39 тыс. штук. При этом ожидается, что количество пользователей вырастет в этом году с 2,5 млн. до 9,3 млн.

Преимущества технологии Centrino для мобильных ПК

По результатам теста MobileMark 2002, системы на базе технологии Centrino могут работать в автономном режиме от батарей до 5 часов. Для сравнения, системы на базе процессоров Pentium III-M для мобильных ПК работают около 4 часов, на базе процессора Pentium 4-M — приблизительно 3 часа. Кроме того, производительность системы на базе Intel Centrino на 41% превосходит показатели мобильных ПК на базе Pentium III-M с тактовой частотой 1,2 ГГц и на 15% — на базе процессора Pentium 4-M с тактовой частотой 2,4 ГГц. Кроме того, по данным теста WebMark, ноутбук на базе Centrino имеет на 59% большую производительность в интернет-приложениях, чем система на базе Pentium III-M с тактовой частотой 1,2 ГГц, и на 13% большую производительность, чем система на базе Pentium 4-M с тактовой частотой 2,4 ГГц.

Мария Попова / CNews.ru

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS