[an error occurred while processing this directive]

Обзор "ИТ в банках" подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Race

Иван Рубцов: «Банковский кризис» не оказал серьезного влияния на ход ИТ-проектов

Иван РубцовНа вопросы CNews ответил Иван Рубцов, заместитель генерального директора компании КРОК.

CNews: Каковы, на ваш взгляд, ключевые тенденции в информатизации финансового сектора в России?

Иван Рубцов: Сейчас мы наблюдаем переход от так называемой прецедентной информатизации к планируемой. При прецедентной информатизации в банке происходит реагирование на внешние и внутренние события, т.е. сначала возникают какие-то проблемы, связанные с отсутствием информации или ее утерей, что приводит к затруднениям в работе с клиентами. Об этих проблемах становится известно руководству, и только тогда начинаются какие-то проекты по внедрению ИТ. От этой схемы банки начинают отходить, у многих стратегические планы внедрения ИТ-инструментов разработаны уже на 3-5 лет.

Другой важный момент — банки активно развивают собственный бизнес, многие из них в последнее время заинтересованы в усилении позиций на рынке розницы, что предъявляет серьезные требования к ИТ-инфраструктуре. Соответственно, информационные системы, хранилища данных централизуются, развиваются каналы связи с филиальной сетью.

CNews: Можно ли говорить об отставании российских банков от иностранных в области ИТ? Как показали исследования CNews, последние информатизированы значительно лучше — согласны ли вы с этим?

Иван Рубцов: Согласен, это закономерно. В первую очередь, подобное отставание проявляется в самой организации ИТ-служб. Кроме того, представительства иностранных банков наследуют информационные системы головных компаний. Им не нужно задумываться о выборе системы, так как корпоративная политика всего банка распространяется и на представительства в других странах. Однако, есть одно «но» — западные системы хороши только в плане фронт-офисных компонент (и то не во всех). Что касается бэк-офиса (расчетов, отчетности, бухгалтерского учета, наконец), то тут начинается российская специфика, которую пытаются учесть с помощью не всегда хороших решений, например, самописных. В подобных случаях речь о системном подходе не идет — в этом плане многие российские банки выигрывают. Кроме того, разрыв в уровне информатизации постоянно сокращается, благодаря тому, что российские банки активно перенимают передовой опыт зарубежных коллег, адаптируют наиболее успешные ИТ-проекты.

CNews: Насколько гладко, на ваш взгляд, в российских банках осуществляется переход к системам, поддерживающим МСФО?

Иван Рубцов: Систем, поддерживающих МСФО, много, все они разные по названию, но похожие по методике. Как показала практика, не столько ИТ-системы не готовы к введению МСФО, сколько сами аналитические отделы банков. Это задача новая, в корне отличающаяся от российских стандартов. Уже просто бухгалтер не может составить отчет — требуется хорошо подготовленный штат аналитиков.

Главная проблема заключается в необходимости реструктуризации бизнес-процессов внутри банков, тогда как с адаптацией самой информационной системы проблем практически не возникает.

CNews: Отмечаете ли вы увеличение ИТ-бюджетов в этом секторе в последние годы? Сказалась ли, по вашим наблюдениям, нестабильная обстановка в финансовом секторе в прошлом году на развитии здесь информатизации?

Иван Рубцов: Да, в прошлом году банковские бюджеты на информатизацию заметно выросли. При этом «банковский кризис» был кратковременным и не оказал серьезного влияния на ход внедрения ИТ-проектов.

CNews: Насколько изменились, из вашей практики, ИТ-стратегии российских банков за последнюю пару лет? Какие высокотехнологичные продукты и услуги наиболее востребованы в данный момент в банковском секторе?

Иван Рубцов: Как я уже говорил, возникла ориентация на стратегический бизнес, связанный с кредитованием физических лиц и вообще с розницей. Развиваются филиальные сети и каналы связи. Начинают использоваться такие сложные пакеты, как CRM. Кроме того, в последнее время востребованы системы, позволяющие эффективней управлять бизнес-процессами: видео-конференц-связь, контакт-центры. Также очень популярно направление автоматизации документооборота. Подобные системы позволяют структурировать обмен информации внутри компании.

В качестве аппаратной платформы используются высокопроизводительные Unix-сервера, промышленные СУБД, распределенные геокластеры и катастрофоустойчивые системы хранения данных.

Набирает популярность аутсорсинг: это может быть служба ИТ-поддержки пользователей внутри банка, либо развертывание новых офисов под ключ. Причем эта тенденция присутствует не только в банковской сфере, все большее число компаний приходят к схеме, когда целесообразней поручать не критичные для прямого бизнеса процессы внешним специалистам. Это повышает качественный уровень выполнения работ, уменьшает время их исполнения, в перспективе экономит средства. Кроме этого, играет роль такой нематериальный параметр, как решение всех организационных вопросов (аутсорсеры не болеют, не уходят в отпуска, не увольняются).

CNews: Действительно ли все игроки рынка сегодня заинтересованы в рознице? Есть мнение, что большой интерес вызывает исключительно VIP-розница, а не розница в чистом виде.

Иван Рубцов: Да, действительно, сегодня это направление не прибыльно, однако все банки прекрасно понимают, что если сейчас не начать этим заниматься, то в дальнейшем, когда работа с физическими лицами станет столь же привлекательной, как в Европе и Америке, будет уже поздно. К тому же, российские банки таким образом предупреждают приход мощных западных банков, которые уже умеют работать на рынке розницы.

CNews: В какой степени новые удаленные услуги могут стимулировать развитие банковской розницы? Например, такие сервисы, как автоматическая оплата коммунальных услуг, вызов такси, другие покупки?

Иван Рубцов: Настолько широко в подобный бизнес российские банки пока не вовлечены. Предоставление этих услуг может приносить банкам ощутимую прибыль только при колоссальных потоках, так как собственно стоимость услуги составляет процент от электронных транзакций, которые в нашей стране еще только начинают развиваться. В Европе же банки ведут жестокую борьбу на рынке услуг для физических лиц за центы, а западный пользователь, между тем, хочет все делать в автоматическом режиме через интернет.

В России большой доход сейчас приносит корпоративное кредитование, думаю, в крупном банке масштаба страны объем этого направления может достигать 80%. Тем более что автоматизация процессов, связанных с корпоративным кредитованием, зачастую не требует больших вложений и масштабных ИТ-проектов.

CNews: Тем не менее, если сейчас не начать создавать автоматизированную централизованную систему по работе с физическими лицами, то завтра будет поздно. Сегодня все большее число банков централизуют свои информационные системы, создают каналы связи с региональной сетью. Многие коммерческие банки выходят в регионы, очень агрессивно ведут себя представительства зарубежных финансовых компаний.

Иван Рубцов: При любой экономической ситуации существуют клиенты, у которых достаточно большие остатки на счетах, которые часто проводят банковские транзакции. Этот сегмент розницы может приносить банкам прибыль, поэтому интерес коммерческих банков направлен как раз на эту аудиторию.

CNews: В Москве, как известно, больше состоятельных людей и средний уровень жизни выше, чем в целом в стране. Насколько в Москве развита банковская розница, по сравнению, например, с европейскими столицами?

Иван Рубцов: Спектр электронных услуг, предлагаемых банками в Москве, разительно отличается от того, что есть в регионах. До Европы нам еще далеко, но в столице разрыв сокращается значительно быстрее, чем в регионах. Например, есть один коммерческий банк, который планирует в течение года открыть в Москве более ста филиалов. Многие банки в столице в десятки раз увеличивают число банкоматов. Думаю, что московским банкам розница приносит определенную прибыль, и эта прибыль лавинообразно увеличивается.

CNews: Одним из наиболее перспективных направлений ИТ-инвестиций в банках считаются системы хранения данных. Многие ли банки прибегают к построению катастрофоустойчивых центров?

Иван Рубцов: Об эффективном резервировании и хранении информации сегодня задумываются все банки, потому что объем информации растет вместе с масштабами бизнеса, соответственно, и требования к надежности, серьезности, масштабируемости систем тоже увеличивается.

Исходя из опыта КРОКа, могу сказать, что сегодня все банки дублируют информацию, по крайней мере, на уровне кластера. Крупные банки строят катастрофоустойчивые центры и разносят узлы кластера на площадки в разные города. В простейшем случае резервирование — это два узла, которые находятся в серверной комнате, в случае сбоя системы на одном из них, второй узел запускается в ручном режиме и продолжает работать. Более «высокий» уровень защиты — когда переход на резервный узел происходит автоматически — это уже кластер. Наиболее надежна система тогда, когда работа двух узлов происходит одновременно, а нагрузка между ними сбалансирована. В случае катастрофоустойчивого решения узлы разносят на отдаленные площадки, соединяя их через толстый канал связи.

CNews: Каков, из вашей практики, спрос на аутсорсинг площадок под серверные комнаты?

Иван Рубцов: Мне кажется, что пока об этом в России говорить рано. Наш менталитет просто не допускает размещения каких-то критически важных систем на чужой территории. Это связано как с физической, так и с информационной безопасностью. Я думаю, такие услуги могут быть востребованы исключительно иностранными банками.

CNews: Какие требования предъявляют сегодня банки к системам АБС?

Иван Рубцов: АБС должна соответствовать требованиям бизнеса — текущим и перспективным, быть открытой и гибкой. Важна также масштабируемость — система обязана эффективно работать при увеличении филиалов банка и отделений по всей стране. И естественно, необходима надежность — как самой системы, так и ее производителя. Все изменения, связанные с законодательством, бухгалтерией, должны вноситься в систему быстро. Гибкость системы позволяет оперативно обновить ее версию и выпустить новый релиз. Это происходит в рамках поддержки системы, какие-то изменения вносятся бесплатно, какие-то — платно. Ключевое в данном случае требование — время реакции разработчика, то, сколько времени он тестирует и выпускает новую систему.

CNews: Существует ли практика работы банка без использования АБС?

Иван Рубцов: Есть банки, которые работают на самописных системах. Особенно это характерно для маленьких коммерческих банков. Я убежден, что это тупиковый вариант развития. Рано или поздно они перейдут на какую-то российскую или иностранную разработку, однако пока это не получило широкого распространения.

CNews: Какая доля вашего оборота приходится на проекты в финансовом секторе?

Иван Рубцов: Около 35% годового оборота. Сюда входят, в том числе, проекты со страховыми компаниями и финансовыми учреждениями.

CNews: Какие интересные проекты были реализованы компанией КРОК в банковском секторе в 2004 году?

Иван Рубцов: В прошлом году мы начали очень крупные проекты по созданию центров обработки данных для территориальных отделений Сбербанка России. Эти проекты сходны, хотя реализуются под разные АБС. Сама инфраструктура центров обработки данных похожа: это, как правило, распределенный кластер, узлы которого располагаются в разных зданиях, а то и городах. Узлы мы построили на базе промышленных Unix-платформ от IBM и Sun и масштабируемых дисковых подсистем компании EМС. Здесь серверы являются серверами баз данных Oracle, а приложения работают на платформе Intel. Фактически на этих системах будут обрабатываться все транзакции напрямую от филиалов. В некоторых территориальных банках на одних и тех же серверах, разделенных на независимые домены, работают все ключевые приложения. Хотя иногда банки разносят их на разное «железо».

Причем ИТ-инфраструктуру мы целиком создавали с нуля, потому что существовавшая архитектура не предполагала централизованной обработки информации. Информация сначала собиралась на уровне отделения, потом передавалась в центр. Проекты, которые мы реализовали, позволяют централизовать обработку информации на уровне всего территориального банка.

CNews: Насколько крупным должен быть банк, чтобы заинтересоваться такой системой?

Иван Рубцов: Я думаю, что подобные проекты интересны любому банку. Централизованная система увеличивает надежность, вся информация расположена в одном месте и на одной промышленной платформе, которая максимально отказоустойчива и надежна, она позволяет ускорить обработку информации для принятия управленческих решений. Все это требует серьезных инвестиций, но подобные вложения в перспективе не просто окупаются, но и помогают банку занять конкурентные позиции.

CNews: Какие проекты находятся в работе сейчас?

Иван Рубцов: Интересных проектов много. Например, проект, который КРОК сейчас выполняет для МДМ-банка. В конце 2003 года руководство МДМ-банка пришло к выводу, что необходимо создать управляемую информационную среду банка, которая позволит контролировать работу всех компонентов ИТ-инфраструктуры. А также будет обеспечивать доступность сервисов, повысит их качество и позволит иметь полную картину информационной сети банка.

В результате тестирования в конце 2003 года в банке был начат проект по внедрению системы управления ресурсами HP OpenView. Проект включает поставку, установку и настройку аппаратного обеспечения, а также настройку агентов и интеграцию ПО и техническую поддержку системы. На сегодняшний день полностью закончены работы по пилотному тестированию системы и начато внедрение в промышленную эксплуатацию. Поэтапное введение в эксплуатацию системы планируется уже в начале 2005 года.

Внедрение системы HP OpenView позволит объединить и полностью автоматизировать такие процессы, как отслеживание платежей, работу с пластиковыми картами, отслеживание курсов валют и драгметаллов, дилинг. Также будет производиться регулярное обновление баз данных, загрузка данных из внешних источников, периодическое обновление ПО.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS