[an error occurred while processing this directive]

Обзор ИТ в промышленности 2006 подготовлен
CNewsAnalytics

Противоречия промышленного роста: потенциал отечественного машиностроения

Противоречия промышленного роста: потенциал отечественного машиностроения

Статистика уже на протяжении 7-8 лет фиксирует устойчивый рост производства в отечественном машиностроении. Промышленный рост именно в наукоемком секторе, ключевом в новой экономике, вселяет определенный оптимизм. Однако до сих пор предприятия переживают период достаточно противоречивого развития, не позволяющий слишком уверенно прогнозировать даже среднесрочные перспективы.

Рост промышленного производства, безусловно, свидетельствует об улучшении рыночных позиций предприятий, но при этом только косвенно указывает на рост их конкурентоспособности. Наращивание объемов производства может быть основано на приспособлении к второстепенным рыночным нишам и эксплуатации прошлых достижений (созданного в советский период научного и технологического задела) без осуществления долгосрочных инвестиций в развитие. Во всех этих случаях стоит говорить о неустойчивых и, так сказать, аномальных формах развития, не имеющих долгосрочных перспектив. Есть веские основания полгать, что наблюдаемый в настоящее время промышленный рост в наукоемких отраслях по этому критерию является скорее аномальным, т.е. наращивание предприятиями объемов производства оказывается в противоречии с характером развития основных подсистем предприятий, приводящем к их системной деградации. Попробуем охарактеризовать состояние российской наукоемкой промышленности с этих позиций.

Развитие машиностроения в России: основные показатели

Вид экономич. деятельности1 / Показатель Производство машин и оборудования Производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования Производство транспортных средств и оборудования Экономика в целом
Индекс производства, % к пред. году2 99,9 120,7 106,0 104,07
Уровень рентабельности, % 8,5 9,0 7,3 18,87
Доля убыточных предприятий, % 30,3 23,9 32,2 33,5
Индекс инновационности, %3 4,0 5,7 14,8 3,3
Доля процессных инноваций, %4 35,1 19,9 27,4 52,6
Индекс ИТ-активности, %5 1,3 2,6 н/д 2,77
Кредитная активность предприятий:
— доля кредитов, приходящаяся
на предприятия отрасли, %
— удельный объем кредитов на одно
предприятие отрасли, млн.руб.
1,3

1,0
1,3

2,2
4,0

23,4
55,77

1,2
Индекс задолженности, % 6 87,9 86,1 70,8 11,7

Прежде всего, следует констатировать, что ядро машиностроения — станкостроительная и инструментальная промышленность — фактически полностью остановилась. Причем заметим, что это произошло даже в условиях довольно мощной защиты отечественного рынка. По данным сравнительных международных исследований, опубликованных Бюро экономического анализа, в России существующая система тарифов, таможенных пошлин, а также время прохождения товара, повышает издержки импорта иностранного оборудования более чем на 30-40%. Реальный объем производства здесь падает. На более или менее удовлетворительном уровне (99,9%) поддерживается лишь за счет сегмента предприятий тяжелого машиностроения, имеющих заказы от нефтегазового комплекса.

Ради справедливости следует отметить, что в других отраслях приборостроения и автомобилестроения (например, в телевизионном производстве, по отдельным видам бытовой техники, легковом автомобилестроении) дело обстоит существенно лучше. Здесь происходит наращивание объемов производства. Так, очевиден рост в телевизионном производстве, в выпуске некоторых видов бытовой электроники и персональных компьютеров.

Однако сразу же стоит учесть, что сложность производственных процессов, поддерживаемых отечественными предприятиями, как ни парадоксально, теперь гораздо ниже, чем в СССР. Если в советский период отечественные предприятия осуществляли весь технологический цикл производства, скажем, телевизоров, видеомагнитофонов и компьютеров (разработка — производство  компонентов — финишная сборка), то теперь все комплектующие импортируются, а российские предприятия осуществляют только сборку техники, а освободившиеся цеха сдают в аренду. За известными отечественными брендами теперь фактически стоят западные высокие технологии. Поэтому увеличение производства этих видов продукции нельзя рассматривать как высокотехнологичной рост.

Наконец, следует также учесть, что по многим видам продукции пока нельзя говорить об устойчиво растущем спросе. Так, в 2005 году в производстве бытовой электроники по целому ряду позиций спрос резко сократился, а объем производства, например, радиоприемников упал ниже кризисного уровня 1998 года.

Удельный вес затрат на технологические  инновации в объеме отгруженной продукции инновационно-активных предприятий этих отраслей составил, соответственно, 4%, 5,7% и 14,8%, что является довольно высоким показателем. Однако отметим теперь, что инновационно-активными являются не более 13-25% всех предприятий, нацеленных на выпуск наукоемкой продукции. Это значение хорошо объяснимо — так как сюда входит автомобилестроение, хорошо развивающееся на внутреннем рынке и авиакосмическая промышленность — авангард гражданской и военной индустрии СССР. Вместе с тем, нельзя не отметить сокращение доли инновационной продукции практически во всех отраслях — например, по отношению к предыдущему году — в среднем на 0,7-1%

Перестала падать и пошла в рост рентабельность в машиностроении, которая по разным секторам составляет 7-9%. Но не надо забывать, что с 1992 года уровень рентабельности продукции отечественного машиностроения упал более, чем в 5 раз и является самым низким среди прочих отраслей промышленности.

Как чисто номинальные процессы роста в российской промышленности могут расцениваться и по еще одной причине — рост не сопровождается технологическим перевооружением предприятий и созданием новых образцов продукции. В 2003 году износ основных фондов в обрабатывающей промышленности составил около 50% при коэффициенте обновления 2–2,5% в год. Это несколько выше, чем в предыдущие годы, но по-прежнему свидетельствует о невозможности создания большого количества товаров с более высоким, чем в предшествующий период, качеством.

Значительная часть прежних производственных мощностей, скорее всего, можно считаться потерянной безвозвратно. Только легкое автомобилестроение загружено существенно. Секторы, ориентированные на обслуживание промышленности (станкостроение), загружены на 12%. На 20-30% загружены мощности, ориентированные на производство потребительских товаров (бытовая техника, часы). Мощности предприятий ВПК загружены не более чем на 30-40%.

Рост в достаточно многочисленных случаях сопровождается упрощением производства. Так, одним из наиболее крупных заказчиков ВПК является нефтегазовый комплекс, для которого предприятия ВПК предлагают широчайший ассортимент разработок и серийной продукции. Однако такой источник заказов нельзя рассматривать как однозначно позитивный. В большинстве случаев эта группа заказов (производство арматуры для газо- и нефтепроводов, компрессоров для нефтеперегонных станций) не является высокотехнологичными и, не требует концентрации усилий на технологических направлениях, интенсивно развивающихся на мировом рынке. Например, выполняя заказ на компрессоры для нефтеперегонных станций, достаточно «упаковывать» советские авиадвигатели в другую оболочку — для этой цели достаточно того уровня технологий, которые были созданы в советское время. Другой пример упрощения производства, уже не связанный с заказами нефтегазового комплекса, — отечественное производство спутниковых антенн, в котором используется американская электроника, при этом сами предприятия осуществляют только штамповку металлических «тарелок» и финишную сборку.

Анализ финансовой устойчивости предприятий также дает противоречивую картину, показывающую, что без крупных финансовых влияний большинство предприятий вряд ли могут самостоятельно осуществить задачу повышения конкурентоспособности своих  производств. Здесь есть как позитивные, так и негативные факты. Так, в последние годы резко (почти 5 раз) снизилась дебиторская задолженность предприятий. Однако чрезмерно высоким остается уровень просроченной кредиторской задолженности — ее превышение над просроченной дебиторской задолженностью составляет по разным подотраслям от 70 до 90%.

Наконец, предприятия машиностроения проводят довольно пассивную кредитную политику, а удельный объем взятых кредитов, приходящихся на одно предприятие, оказывается достаточно низким. Выделяется на общем фоне только транспортное машиностроение, что, очевидно, связано с бумом ввоза в страну новых сборочных предприятий. Экспортный же потенциал машиностроения продолжает сокращаться. Уровень экспорта продукции машиностроения по итогам 2005 года впервые сократился не только  в относительном, но и в абсолютном выражении — на $800 млн.

Владимир Карачаровский / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2006 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS