Обзор подготовлен

версия для печати
Рейтинг федеральных органов исполнительной власти

Рейтинг федеральных органов исполнительной власти по уровню эффективности использования ИКТ в их деятельности

Внедрение информационных технологий в деятельность органов государственной власти позволяет существенно повысить эффективность их работы, при этом важную роль играют способы оценки эффективности использования ИКТ в их деятельности. В основу данного рейтинга были положены данные, собранные по итогам 2006 г и приведенные с учетом экспертной оценки изменений и тенденций имевших место в сфере изменения оснащенности ведомства средствами ИКТ за период 2006-2007 гг.

Рейтинг федеральных органов исполнительной власти по уровню эффективности использования ИКТ в их деятельности

Позиция в рейтинге Ведомство Кол-во ПК на одного сотрудника Доля ПК, подклю-
ченных к ЛВС
Качество подклю-
чения к сети Интернет
Уровень автомати-
зации основных функций
Уровень автомати-
зации обеспечи-
вающих функций
Готовность к взаимо-
действию с использо-
ванием Интернет
Итоговый рейтинг
1.   Росгидромет 4,98 0,87 3,93 4,00 4,62 1,36 19,77
2.   Федеральная служба государственной статистики 1,84 1,32 5,00 5,00 5,00 1,26 19,42
3.   Федеральная налоговая служба (ФНС России) 2,45 2,34 4,00 4,00 4,62 1,70 19,11
4.   Федеральное агенство по техническому регулированию и метрологии 3,48 1,82 4,60 5,00 2,50 1,38 18,78
5.   Министерство экономического развития и торговли РФ 3,45 1,23 3,25 4,00 5,00 1,82 18,76
6.   Федеральная служба по оборонному заказу 2,63 3,14 4,60 3,00 4,23 1,15 18,75
7.   Федеральное агентство по культуре и кинематографии 2,39 2,61 4,50 3,00 4,62 1,45 18,58
8.   Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентами и товарным знакам (Роспатент) 3,05 2,58 5,00 4,00 2,69 1,22 18,54
9.   Министерство финансов Российской Федерации 3,61 2,01 3,00 5,00 3,85 0,91 18,37
10.   Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз) 0,06 5,02 5,00 2,00 3,85 1,32 17,24
11.   Федеральное агентство кадастра обьектов недвижимости(Роснедвижимость) 3,11 0,67 4,00 4,00 3,46 1,66 16,91
12.   Министерство иностранных дел РФ 3,50 1,27 2,00 4,00 4,62 1,50 16,88
13.   Министерство образования и науки Российской Федерации 2,52 2,57 3,00 3,00 4,23 1,26 16,59
14.   Минсельхоз России 2,39 2,58 5,00 1,00 3,85 1,62 16,43
15.   Федеральное казначейство России 2,01 1,92 4,60 4,00 2,69 1,13 16,35

Основные параметры

В качестве основных параметров, характеризующих уровень эффективности использования ИКТ в деятельности федеральных органов исполнительной власти, при составлении данного рейтинга были приняты: а) количество персональных компьютеров на одного сотрудника ведомства; б) доля персональных компьютеров, подключенных к локальной вычислительной сети ведомства; в) показатель качества подключения ведомства к сети интернет определявшийся используемой технологией и предоставляемой скоростью передачи данных (коммутируемый доступ; ADSL; HDSL, SHDSL, MDSL, xDSL, Radio-Ethernet и Ethernet; работа на основе выделенных каналов ISDN, ATM и (или) подключающимся с применением оптоволоконной линии); д) уровень автоматизации обеспечивающих функций ведомства, с целью чего производился анализ представленности систем, установленных в ведомствах и предназначенных для автоматизации бухгалтерского и кадрового учета, бюджетирования, учета материально-технических ресурсов, документооборота, обмена почтовыми сообщениями, доступа к нормативно-справочной информации и т.п; е) уровень автоматизации основных функций ведомства оценивался экспертным путем в зависимости от степени завершенности проекта внедрения той или иной системы и с учетом наличия большого количества информационных систем, перекрывающих много направлений деятельности ведомства. В случае, когда информационные системы перекрывали лишь часть возможных направлений деятельности федерального органа исполнительной власти, ставился средний балл; ж) интегральный показатель информативности, открытости и интерактивности сайтов (порталов) федеральных органов исполнительной власти учитывался как фактор, свидетельствующий об уровне готовности ведомств к предоставлению информации и взаимодействию с использованием возможностей сети интернет. Учитывался уровень представленности информации, в том числе сведений о госуслугах, оказываемых федеральными органами исполнительной власти информации внешним пользователям, в том числе с использованием возможностей сети интернет, на официальных интернет-ресурсах. Данный показатель рассчитывался как интегральный показатель информативности, открытости и интерактивности сайтов государственных органов исполнительной власти.

Другие показатели не использовались в силу значительной неполноты имеющихся данных и (или) неоднозначности применяемых со стороны ведомств критериев для их оценки. Выбор приведенных показателей обусловлен тем, что они являются существенными факторами основных возможных направлений повышения эффективности работы органов государственной власти путем использования ИКТ, а именно:

  • внедрения систем автоматизированного сбора и обработки данных, автоматизации многочисленных рутинных операций, позволяющей сократить трудозатраты на обработку документов, поступающих от физических и юридических лиц, что приведет к повышению эффективности использования выделяемых бюджетных средств;
  • внедрения информационно-аналитических систем, позволяющих проводить автоматизированный анализ больших массивов данных;
  • внедрения электронного документооборота, позволяющего ускорить и повысить прозрачность движения документов, гарантировать их своевременное рассмотрение, повысить оперативность и обоснованность принимаемых решений;
  • внедрения электронных административных регламентов, повышающих прозрачность в работе органов власти и способствующих повышению качества работы государственных служащих;
  • создания централизованных государственных регистров, использование которых позволит существенно повысить качество работы органов государственных власти за счет оперативного доступа к полной и точной информации;
  • проведения электронных закупок для государственных нужд, способствующих сокращению издержек органов государственных власти.

Позиции органов государственной власти в рейтинге отражают, помимо оснащенности и уровня автоматизации закрепленных за ведомством функций, и сбалансированность реализуемого подхода к информатизации по ключевым направлениям. Не секрет, что эффективность использования информационных ресурсов и систем во многих органах власти находится на невысоком уровне, что закладывается стабильно невысокими расходами на обучение сотрудников работе с доступными информационными ресурсами и системами, в большинстве случаев – отсутствием образовательных политик в области повышения ИТ-грамотности и навыков, необходимых для эффективной работы с использованием предлагаемых инструментов электронного взаимодействия. Так менее, чем у половины федеральных ведомств имеются квалификационные требования к сотрудникам по владению информационными технологиями.

Вместе с тем, положение в верхних строках рейтинга таких госорганов, как Росгидромет, Росстат, ФНС России, Минэкономразвития, Роспатент, Роснедвижимость – во многом свидетельствует о глубоком уровне проработке ИТ-стратегий и последовательной сбалансированной их реализации. Последнее особенно важно в условиях неравномерно выделяемого бюджетного финансирования и, как правило, недофинанирования принятых ведомствами ИТ-стратегий. Не только грамотность, но и широта взглядов ИТ-руководителей (CIO ведомств) приобретает решающее значение в вопросах эффективности информатизации с точки зрения ожидаемой и получаемой отдачи. При этом не менее, чем у четверти федеральных ведомств не принята стратегия информатизации, - основополагающий документ, закрепляющий основные направления и приоритеты информатизации. В условиях открывшихся в 2007 году возможностей по разработке и принятию ведомственных целевых программ, приобрело новое звучание наличие ИТ-стратегий (концепций), выполняющих канализирующую роль для расходования средств на ИТ, особенно в рамках внутриведомственного финансирования.

Безусловно, как уровень совокупного, так и удельного финансования (в пересчете на одного сотрудника) расходов на ИТ в большинстве случаев играет решающую роль для получения высоких мест в рейтингах уровня информатизации и в значительной мере влияет на возможности повышения эффективности использования ИТ. Так, в 2007 году уровень оснащенности сотрудников федеральных органов исполнительной власти персональными компьютерами и рабочими станциями в большинстве ведомств, занимающих первые десять строк составил более 1,3 персональных компьютеров и рабочих станций на одного сотрудника, включая ноутбуки.

Сергей Шалманов / CNews

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS