[an error occurred while processing this directive]

 

Обзор Рынок ИТ: итоги 2004 подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Kraftway

Алексей Кузовкин: Рынок экспортного ПО удваивается каждые два года

Алексей КузовкинНа вопросы CNews ответил Алексей Кузовкин, генеральный директор компании «РБК СОФТ».

CNews: Какие тенденции характеризовали, на ваш взгляд, развитие рынка ИТ в России в 2004 году?

Алексей Кузовкин: Рынок рос, рос бурно — годовые темпы роста в среднем по рынку превысили 20%. Очень активно развивались проекты государственного сектора. Этот факт я связываю с прямым интересом первых лиц страны к развитию ИТ-отрасли. Включая несколько проектов международных организаций (такими, например, как МБРР), общий объем государственных контрактов в прошлом году оценивается суммой в $2,5 млрд. Весь объем ИТ-рынка составил $10,0 млрд. В эту сумму входят и консалтинг, и разработка ПО, и поставка оборудования — последняя статья наиболее крупная — ее объем доходит до 90%.

Корпоративный сектор в 2004 году также успешно развивался — парадигмой успеха, на мой взгляд, стал приоритет бизнес-задач над собственным развитием информационных технологий и, как следствие, разработка отраслевых ИТ-решений, повышающих инвестиционную привлекательность предприятия в целом. Крупные компании активно занимались централизацией управления: стандартизацией процессов, внедрением корпоративных информационных систем — этот процесс был характерен, например, практически для всех сетевых структур в рознице. Весьма востребованными на рынке оказались услуги консалтинга, услуги по интеграции бизнес-приложений, по технической поддержке систем. Продолжала увеличиваться и средняя стоимость проекта. Отмечу, что ряд крупных компаний рос быстрее рынка (на уровне 40–50%), это было связано с прошедшими слияниями и поглощениями.

CNews: Насколько устойчива, на ваш взгляд, оказалась для российского бизнеса тенденция консолидации на рынке ИТ?

Алексей Кузовкин: Консолидация важна, потому что крупная компания может вести крупные проекты, крупная компания надежнее, а значит, конкурентоспособнее. Эта тенденция на российском рынке не только устойчива, но и набирает обороты. ЛАНИТ покупает НОРБИТ (я оцениваю объем этой сделки в $1,0–1,5 млн.), Verysell — Enterprise One и «Иконтри». Наконец, недавний пример: «Компьюлинк», который приобрел 51% акций консалтинговой компании GMCS. И это только надводная часть айсберга — часть крупных сделок, по моим сведениям, находится в процессе подготовки. ИТ-компании стремятся диверсифицировать бизнес, чтобы стать еще «живучее». Уверен, что многие в недалеком будущем еще предпримут попытки выхода на IPO. Что касается международного рынка, то тенденции консолидации сильны и там — вспомним прошлогоднее поглощение PeopleSoft корпорацией Оracle. С улучшением инвестиционного климата следует ожидать серьезной волны инвестиций и в российский сектор ИТ. Я знаю что интерес широкого круга крупных игроков есть, и он будет реализован в ближайшие годы.

CNews: Как вы оцениваете влияние административной реформы на развитие ИТ-рынка в 2004 году и сегодня? Можно ли говорить о том, в ходе самой реформы многие проекты застопорились?

Алексей Кузовкин: Ощущалась некоторая задержка в реализации назревших проектов — это было и естественно: проходила масштабная реформа управления. Сегодня темпы реализации проектов восстановлены, выделено необходимое финансирование. Впервые ИТ-индустрия была названа одной из системообразующих отраслей российской экономики. Конечно, хотелось бы, чтобы ИТ-проектов было еще больше — но это уже скорее пожелания и ожидания самих участников ИТ-рынка.

Рынок развивается, много новых интересных и важных инициатив было выдвинуто именно со стороны государственных ведомств: прежде всего, предложения МЭРТ по организации Особых экономических зон (ОЭЗ), концепцию создания технопарков Мининформсвязи и др. Отмечу, что МЭРТ представило минимально измененный («калининградский») законопроект об ОЭЗ — пока он еще не в полной мере отразил интересы всех участников рынка. Однако его можно использовать как базу для дальнейшего развития. Нам, например, была бы очень удобна концепция «одного окна» для работы с контролирующими госорганами и принятие уведомительного порядка экспорта ИТ-продукции. Уверен, что эти и другие нововведения будут отражены в будущих версиях законопроекта.

CNews: Как вы оцениваете программу правительства по созданию целой сети технопарков? Что необходимо, на ваш взгляд, для ее успешной реализации?

Алексей Кузовкин: Технопарки уже хорошо зарекомендовали себя в целом ряде стран: в США, Индии, Китае, Израиле, Ирландии и др. Только на территории Западной Европы сегодня функционирует более 200 технопарков. Концентрируя людские, производственные и финансовые ресурсы, технопарки служат катализаторами нового высокотехнологичного производства. Совсем недавно я сам был в Гонконге и видел подобный технопарк «КиберПорт» в реальности — это зрелище впечатляет. Для сотен компаний созданы все условия для плодотворной работы: зона обеспечена современными коммуникациями, есть мощная сопутствующая инфраструктура — начиная с рабочих павильонов-ангаров для проведения опытов и запуска промышленных установок, и кончая современными залами для конференций, оснащенных необходимым медиа-оборудованием, кинозалами и ресторанами.

Важной составляющей успешной работы является наличие головной организации — высокотехнологичной структуры, обеспечивающей общее руководство и управление зоной, имеющей мощный интеллектуальный задел, научно-технический потенциал и авторитет. Такой организацией в нашей стране могла бы стать и РБК. Наша компания в силу своего бурного развития остро нуждается в подготовке высокопрофессиональных кадров для своего холдинга и отрасли в целом. Подготовленные в технопарке специалисты могли бы участвовать в реализации крупных проектов нашей компании. России необходимо использовать опыт Индии — там качественно и в короткие сроки научились готовить профессиональных программистов. Отмечу, что в планах Мининформсвязи на ближайшие годы — финансирование строительства четырех «пилотных» ИТ-технопарков: в Новосибирске (стоимость проекта $100–150 млн.), в Дубне ($80 млн.), в Нижнем Новгороде и в Подмосковье (рассматриваются Дубна, Черноголовка и Троицк). С начала 2006 г. уже начнут выделяться средства для реализации этих проектов. Если все пойдет успешно, то от создания технопарков выиграют как сама российская ИТ-отрасль, так и государство в целом.

Кончено, наши отечественные технопарки пока еще невелики: вряд ли существующие 4 проекта технопарков окажут сами по себе какое-то серьезное влияние на развитие целой отрасли. Тем не менее, пилотные проекты смогут привлечь инвесторов, которые уже дальше будут масштабировать проекты и увеличат существующие проекты в сотни и даже тысячи раз — именно такого масштаба технопарки необходимы для нашей страны.

CNews: Есть ли, по вашему мнению, у отечественных компаний шанс закрепиться на международном рынке с собственными серьезными программными решениями?

Алексей Кузовкин: Наглядный пример прошлого года — команда разработчиков легендарного отечественного процессора «Эльбрус», перешедшая в Intel — в очередной раз продемонстрировал значение и авторитет нашей науки в мировом масштабе. Часть отечественных компаний на мировом рынке закрепилась самостоятельно — например, хорошо известный и на Западе Касперский, производители известных лингвистических пакетов и др. Пока все они, увы, страдают слабым маркетингом, но, тем не менее, хорошо известны, и в целом по своим параметрам иногда превосходят западные аналоги. Отмечу, что сегодня рынок экспортного ПО растет гораздо быстрее всей отрасли в целом и удваивается примерно каждые два года.

CNews: Как вы оцениваете динамику развития отечественного рынка ИТ-сервисов? Насколько серьезную конкуренцию, на ваш взгляд, могут составить российским интеграторам иностранные игроки, начинающие сюда выходить?

Алексей Кузовкин: Иностранные игроки уже давно работают на рынке, и уже составляют конкуренцию российским разработчикам. Например, это известные производители программного обеспечения SAP, Oracle и IBM. Отмечу, что европейский рынок по многим позициям, например, по производству корпоративных систем, уже близок к насыщению, поэтому российский рынок представляется весьма привлекательный. Этим объясняется выход сюда большого числа западных компаний. Соответственно, в будущем конкуренция в этом сегменте будет только усиливаться. Отрадно, тем не менее, что большинство проектов международных корпораций в России ведутся при участии российских партнеров.

Что касается сервисов, динамика, безусловно, положительная. Наиболее активным потребителями аутсорсинговых ИТ-услуг являются представительства западных компаний, не имеющие пока мощных ИТ-отделов в России, а также бурно развивающиеся российские компании, которым по условиям бизнеса трудно обеспечить разносторонне развитие собственных ИТ-подразделений (это компании типа Аэрофлот). Пришло понимание, что аутсорсинг услуг — это не обязательно дешево, но обязательно профессионально, быстро и качественно. Некоторая сдержанность развития сервисов, по-прежнему, связана с традиционно существующим недоверием российских бизнесменов к сторонним организациями.

CNews: Каковы итоги деятельности РБК-СОФТ в 2004 году? Какие наиболее масштабные и интересные проекты были реализованы за прошедший год?

Алексей Кузовкин: Существенный вклад в рост объемов бизнеса в прошлом году внесли наши инфраструктурные проекты, связанные скорее не с поставкой оборудования, а имеющие дело с созданием комплексных распределенных решений масштаба страны — включая построение компьютерных сетей, хранилищ данных, оснащение объектов современными системами связи и телекоммуникациями, широкомасштабное обучение персонала. Отмечу подобные крупные проекты в ФАО, Росстате, ФТС России, некоторых других государственных структурах. Уже четвертый год подряд, мы обеспечиваем ежегодный прирост своей выручки на уровне 50% — это тоже важнейший итог. В прошлом году наш оборот превысил $24 млн. Отмечу, что средняя стоимость проектов РБК СОФТ возросла примерно в два раза — это касается и наших традиционных разработок в секторе корпоративных решений, и наших веб-проектов. Доля проектов по системной интеграции и консалтингу превысила половину общего числа проектов.

Как одно из заметных достижений в области веб-проектов отмечу нашу технологию «кольцо сайтов» . Примером успешного внедрения этой технологии в прошлом году является проект реализации 38 сайтов группы компаний Рольф. Такие решения остро нужны сегодня тем же сетевым территориально распределенным структурам: если пересчитать сумму всего контракта в расчете на один сайт, то она оказывается крайне небольшой. При этом вся система управляется из единого центра. Было много заметных работ для корпоративных клиентов, среди них крупнейший проект — внедрение CRM-системы в Казкоммерцбанке. Был выполнен ряд проектов в области систем электронного документооборота, автоматизации деятельности лизинговых компаний на базе ERP-систем и другие.

Как правило, все проекты прошлого года получили высокие награды на престижных форумах участников рынка. Так, на VII Московском Международном Логистическом Форуме (ММЛФ-2005) наша разработка — автоматизированная система «Автотранспорт» ФТС России получила платиновый диплом «Лучшее информационное решение в сфере логистики 2005 года». Диплом за «лучший интеграционный проект года» (форум Global CRM-2004) и диплом за лучший практический опыт внедрения CRM (Первый Международный конгресс CRM) получил проект внедрения CRM-системы в банке «Казкоммерцбанк», диплом за создание и эффективное управление отраслевой электронной торговой площадкой ОЭТП Росатома получил проект www.etp.ru (Конкурс «Электронная коммерция и торговля-2004» Правительства Москвы и ТПП РФ), были и многие другие награды. Скажу, что дипломами и наградами отмечена практически вся наша продуктовая линейка.

CNews: А что в отношении планов на 2005 год?

Алексей Кузовкин: В наступившем году мы планируем экспансию своего присутствия в России и за ее пределами, в частности, в странах Ближнего зарубежья. Пока это присутствие, в основном, связано с потребностями бизнеса и выполнением конкретных задач наших клиентов. Тем не менее, уверен, что уже в ближайшее время наработанные контакты явятся основой более масштабных форм сотрудничества. Что касается внутреннего обустройства компании, основные две задачи на этот год я бы определил так: это повышение клиентоориентированности и оптимизация бизнес-структур в целях более четкого соответствия решаемым задачам. Наш базовый принцип сегодня в том, что мы идем от потребностей наших клиентов во всем — включая и организационную структуру. Основанная задача в этой части — переход от иерархических структур организации — к структурам класса business-unit, четко заточенным на решение задач наших клиентов. В основном это крупные государственные и коммерческие организации. Это облегчит контроль и управление компанией, позволит гибче построить схему бюджетного финансирования и т.д. Все это в конечном итоге, улучшит сервис и повысит качество технологических решений — уверен, это почувствуют клиенты. Что же касается общих объемов, то мы не останавливаемся на достигнутом, будем поддерживать заданный высокий темп и в этом году — если хотите, эта наша корпоративная политика и стратегия. Секрет нашего успеха в синергетической связи всех структур, входящих в холдинг РБК. Мы предлагаем комплексные услуги — это позволяет нашим клиентам и получать скидки, и экономить время. А это — два главных ресурса в бизнесе.

CNews: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Опубликовано в 2005 г.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS