Андрей Карташев, HPE: ИТ по требованию могут на треть сокращать капитальные расходы бизнеса
23.10.2020
CNews: Андрей, расскажите с какими сложностями сейчас сталкиваются российские компании при организации облачных моделей? Какие из них продиктованы требованиями регуляторов, а какие — самоограничениями и недоверием?
Как вы знаете, классическая облачная модель, адепты которой пока редко встречаются среди бизнеса и ИТ-руководителей, предполагает вынесение вычислительных ресурсов за периметр предприятия. Подобные инициативы почти всегда встречают сопротивление со стороны служб безопасности предприятий. Их куда больше устраивает частное облако, расположенное внутри периметра компании, но такой вариант мало чем отличается от традиционного сценария получения вычислительных ресурсов через закупку новых мощностей и размещения у себя в ЦОДе. Таким образом, возникает дилемма, в которой нужно соблюсти интересы всех заинтересованных сторон и при этом обеспечить конкурентные преимущества обеих моделей ИТ, включая очевидные преимущества для бизнеса: высокую скорость развертывания, небольшие инвестиции на старте, понятные расходы на расширение и поддержку. При всем удобстве публичных облаков, сейчас чаще всего эту дилемму решают в пользу локального размещения.
Почему? У разных организаций — разные причины. Скажем, госсектор вынужден постоянно оглядываться на требования регуляторов и федеральное законодательство, а назначенные уполномоченные облачные провайдеры не подходят по каким-то причинам. Коммерческим структурам локально расположенное оборудование, полностью контролируемое сотрудниками ИТ-департамента и службой безопасности, позволяет выполнить внутренние эксплуатационные правила и регламенты ИБ, правда, сравнительно большей ценой.
Скажем так, это действительно вселяет уверенность, приносит чувство максимальной управляемости, контроля и безопасности. Кроме того, нужно всегда помнить, что затраты на локальные размещения исторически идут в столь любимые многими российскими компаниями капитальные затраты (CAPEX). Горизонт же планирования операционных затрат в свою очередь редко когда превышает год, лишь в исключительных случаях достигая трех лет. CAPEX в ИТ — предпочтительный способ наращивания так называемой «капитализации», что, возможно, сыграет лишь на руку консервативному финансовому директору при трудоустройстве в другую организацию, описывая его достижения.
Современный взгляд на экономику информационных технологий диктует, что все тяжеловесные ИТ-внедрения однозначно негативно сказываются на скорости как роста, так и адаптации ИТ к быстро изменяющимся условиям окружающей бизнес-среды.
Всем решением найдется своя ниша под свои задачи. Локальные решения, что называется, «прибиты гвоздями к полу вашей серверной». А из вариантов, хотя бы отдаленно и с большой натяжкой похожих по своим финансовым характеристикам на облачные, у бизнеса до недавнего времени оставалось только приобретение оборудования в лизинг. Но мы же понимаем, что эта форма появилась задолго еще до изобретения современных компьютеров. Лизинг — лишь финансовый инструмент, который позволяет получить в распоряжение компании все это компьютерное великолепие.
HPE GreenLake представляет собой комбинацию частного облака с признаками публичного. Мы предоставляем компании-заказчику формально принадлежащую HPE инфраструктуру, которая инсталлируется или в его собственный дата-центр, или в арендуемый ЦОД. Величина оплаты зависит от объемов ежедневного использования. Что подразумевается под инфраструктурой? Классический набор аппаратно-программных составляющих: серверы, СХД, сетевое и SAN оборудование, ПО для виртуализации и контейнеризации.
Собственно, основная функциональная особенность HPE GreenLake — возможность оплаты ресурсов по мере потребления. В традиционной модели компании закупают ресурсы с определенным запасом, держа в голове потенциальные сложности и невысокую скорость проведения закупочных процедур, апгрейдов и расширений. Этот запас может быть весьма впечатляющим, но далеко не факт, что он будет вообще использован, что он был правильно рассчитан и его хватит на ближайшее время. А HPE GreenLake позволяет запускать проект на необходимом оптимальном объеме оборудования, нужном прямо сейчас, и не переплачивать заранее за будущий рост. Таким образом, цена входного билета в новый проект существенно снижается.
Почему ИТ по требованию — это выгодно?
1
Экономия: |
2
Гибкость: |
3
Производительность: |
4
Управляемость: |
5
Уход от рутины: |
В модель HPE GreenLake заложен максимально простой, понятный и прозрачный механизм расчета оплаты. Он строится на учете числа единиц потребляемых ресурсов и выставлении счета за них по заранее согласованному тарифу. В данном случае под единицей понимается заранее согласованный и закрепленный в договоре квант потребления: сервер, процессор, гигабайт, виртуальная машина, лицензия, порт и т.д. Тарифная сетка решения составляется таким образом, что чем больше компания потребляет, тем дешевле ей обходится каждый следующий квант потребления (регрессивная шкала цен).
Ни в коем случае! Для отработки моментального спроса на ресурсы HPE еще на этапе запуска и устанавливает дополнительные буферные ресурсы: диски, серверы, коммутаторы и контроллеры, которые в случае необходимости будут доступны за считанные секунды. Использование этого буфера будет отражено в ежемесячном отчете и, соответственно, в счете на оплату. Если потребление буферных ресурсов становится постоянным, это означает, что инсталляция растет, а заказчик переходит на следующую ступеньку тарифной сетки. В этом случае НРЕ доставляет новые буферные ресурсы пропорционально потребляемым.
НРЕ Россия. Но физически оно располагается у заказчика, который на старте проекта становится его оперативным хозяином. Понятно, что в стоимость решения включены и услуги по поддержке, которые могут оказывать как вендор, так и партнеры.
При изучении решения самым сложным может показаться вопрос мониторинга использования ресурсов, который проводится для организации процессов биллинга и выставления счетов. Но на самом деле в этой части все реализовано технически очень просто, а потому процедура не вызывает сомнений у служб безопасности. Мониторинг работает на скриптах, текст которых виден заказчику, а в НРЕ отправляется только лишь .xml-файлы с результатами дневного потребления. При этом отправку файла заказчик может организовывать самостоятельно, поэтому она полностью им контролируется и никакие конфиденциальные данные не могут никуда утечь по вине производителя. НРЕ не получает мифического доступа к «данным в сети пользователя». Это позволяет рассматривать GreenLake даже организациям с самыми жесткими ограничениями со стороны СБ.
К слову, объемы потребленных ресурсов компания ежедневно может отслеживать и на интуитивной платформе самообслуживания HPE GreenLake Central. С ее помощью, помимо расширенной аналитики, можно изучать финансовые параметры решения, планировать потребление, анализировать пики и оформлять расширение ресурсной базы.
Андрей Карташев:
Хороший вопрос. Фактически HPE GreenLake — это «услуга по предоставлению вычислительных мощностей». Однако не в нашей компетенции диктовать заказчику, к каким статьям бюджета относить расходы на оплату потребленных мощностей. Финансовые руководители вправе принимать данные решения по согласованию со своими аудиторами. Поэтому в договоре НРЕ не может быть указания на то, OPEX это или CAPEX. Надо отметить, что в соответствии с последней редакцией МСФО (IFRS 16), круг расходов, включаемых в OPEX, значительно сузился. И если оборудование находится на площадке заказчика, то это дает ему возможность относить расходы на него в CAPEX.
Разумеется. Даже в случае небольшого роста потребления, со временем выгода от перехода на consumption модель формируется хотя бы за счет стоимости денег, как в случае обычного лизинга. А если потребление растет приличными темпами (в сценарии с использованием СХД, например, иначе и быть не может), то HPE GreenLake демонстрирует весьма приличную выгоду. Так, на горизонте 4-6 лет превосходство в сравнении с традиционным способом закупки может достигать 20%. А cash flow первого года вообще снижается в разы за счет отсутствия огромных излишних мощностей.
И согласитесь, в имеющихся условиях перманентного кризиса деньгам всегда можно найти более интересное применение, чем установка оборудования «про запас» и сопутствующие расходы на электричество, охлаждение обслуживание.
Признаться, российские компании не сразу оценили красоту решения, и только в 2014 году, спустя 2 года после анонса в регионе ЕМЕА, был подписан первый договор на GreenLake, в то время называвшийся HPE FlexCapacity. После этого начался и продолжается до сих пор долгий, но достаточно успешный период популяризации решения, борьба с религией OPEX/CAPEX, формирование и упрощение партнерской модели, обучение специалистов.
Одним из первых российских внедрений стал кейс в грузовой компании «Новотранс». Там сразу отметили, что предложенная нами модель потребления инфраструктуры как услуги стала для организации отличным ответом на вызовы цифровой трансформации. Эта компания предоставляет железнодорожный подвижной состав для перевозок различных грузов и занимается ремонтом вагонов. В течение долгого времени компания арендовала железо в том же здании, где располагались и офисы. Но потом случился переезд и возникла необходимость обзавестись собственным серверным оборудованием. Совместно со специалистами Softline «Новотранс» вышел на нас. Ключевую роль сыграла именно высокая гибкость предложенной модели, а также то, что GreenLake позволял компании чувствовать себя комфортно и в сезонные пики, и при естественном расширении бизнеса.
Другое показательное внедрение мы провели в телеком-компании «Мастертел». Это крупный провайдер фиксированных услуг связи в Москве и Санкт-Петербурге. В связи с интенсивным развитием облачного бизнеса, у компании возникла необходимость быстро развернуть дополнительные ресурсы. Изначально планировалось закупать дополнительное оборудование, но телеком-оператор, просчитав недостатки такой модели, выбрал другой подход — «ИТ как услуга» на базе решения HPE GreenLake.
Новая инфраструктура дала компании повышение уровня производительности и отказоустойчивости, что позволило «Мастертел» соответствовать нагрузке и требованиям заказчиков. Кроме того, появились гибкость и масштабируемость, а вместе с ними — возможность в кратчайшие сроки масштабировать ИТ-инфраструктуру под текущие бизнес-задачи. Но самыми главными преимуществами стали опция оплаты сервисов из статей операционных расходов и резервирование не только проектных ресурсов, но и дополнительных 20% на случай резкого роста потребления. При этом «Мастертел» не платит за резерв, все в целом доступно по оплате в рассрочку.
ИТ-оборудование, хоть и усложняется, но все более становится утилитарным и стандартизированным, что называется «commodity». Кривые спроса заказчиков меняются, а объемы покупок оборудования по классической схеме, как мне кажется, будут уступать объемам, которых стоит ждать от новых моделей потребления. Чтобы питаться три раза в день, не обязательно покупать ресторан и обучать поваров, а также чинить печи и правильно расставлять плиты, заказывать продукты, мыть посуду. Так и в ИТ: бизнесу не нужны серверы, сетевое оборудование и СХД как таковые, но нужны их способности вычислять и хранить данные для работы ПО, осуществлять безопасные соединения. На надежной работе всего этого в конечном итоге и строятся прибыли компании.
Что получают компании от HPE GreenLake
30% — сокращение капитальных расходов на горизонте 5 лет
40% — экономия ИТ-ресурсов
75% — ускоренный вывод продукции на рынок
Источник фото: ru.depositphotos.com