версия для печати
Александр Поляков
Service Plus

Александр Поляков:

Сегодня даже небольшие ритейлеры стремятся к полнофункциональным решениям

О роли ИТ в бизнесе ритейлеров, о наиболее востребованных и перспективных для розницы информационных технологиях, о преимуществах российских разработок в интервью CNews рассказал Александр Поляков, генеральный директор компании «Сервис Плюс».

CNews: Насколько, на ваш взгляд, выросло значение ИТ в глазах руководителей торговых предприятий к настоящему моменту? Какое место отводится сегодня CIO розничных компаний при принятии ключевых решений?

Александр Поляков: ИТ в сфере розничной торговли всегда играли значительную роль. Однако настоящий технологический прорыв произошел здесь в эпоху становления сетевых форматов торговли, то есть в конце 1990-х годов. Причиной тому в немалой степени явилось развитие цивилизованных дистрибуторских каналов. И если тогда крупные ритейловые компании решали преимущественно проблемы автоматизации отдельных магазинов, то в последние годы наиболее актуальными стали вопросы интеграции внутри сетей, внедрения единых стандартов ведения бизнеса, в том числе технологических.

Сейчас мы являемся свидетелями очень сложных и интересных процессов в рознице. На текущий момент выделяется ряд основных тенденций. Во-первых, это укрупнение розничных сетей — как за счет открытия собственных новых магазинов, так и в результате слияний и поглощений. Причем, расширение происходит сразу по нескольким направлениям: освоение регионов столичными сетями, приход в столицы региональных сетей, распространение крупных региональных сетей на небольшие города в «глубине» России. Во-вторых, это давно ожидаемый, но пока еще осторожный, выход на российский рынок крупных международных игроков. Очевидно, что они приносят на рынок свои стандарты и технологии ведения бизнеса. Кроме того, за ними стоят огромные капиталы, которые недоступны многим российским игрокам. В-третьих, это относительное по сравнению с 2005-2007 годами замедление темпов роста потребительского рынка в ряде сегментов. В этих условиях розничные операторы вынуждены искать новые пути повышения своей конкурентоспособности, борьбы с растущими издержками, эффективности. Отдельная задача — поиск источников финансирования для дальнейшего развития. В-четвертых, происходит изменение покупательского поведения. Клиенты розничных магазинов «взрослеют», повышается значимость качества обслуживания, удобства, ассортимента, персонального подхода, других факторов. Наконец, в последнее время наметилось усиление контролирующей и регулирующей роли государства в сфере розничной торговли, что требует от ритейлеров пересмотра отдельных элементов своей закупочной и сбытовой политики, отношений с поставщиками.

Очевидно, что эти стратегические вопросы бизнеса напрямую затрагивают информационные технологии, являющиеся одним из значительных и пока сравнительно слабо задействованных ресурсов, из чего следует, что CIO все больше оказываются вовлеченными в стратегические процессы управления предприятием. Здесь важную роль могут сыграть и поставщики с интеграторами. Именно они должны создавать и предлагать рынку инновационные решения, способные помогать ритейлерам справляться с новыми вызовами. И именно они должны объяснять и убеждать CIO в возможностях и пользе новых ИТ-решений, что реально только при партнерских отношениях и доверии между поставщиком и заказчиком. На самом деле, это вполне естественный процесс, характерный и для других отраслей, требовательных к ИТ.

CNews: Какие информационные технологии в настоящее время наиболее востребованы торговыми организациями? Какие ИТ имеют здесь наибольшие перспективы и в связи с какими факторами?

Александр Поляков: Если говорить о рынке в целом, то по-прежнему наиболее востребованы решения как для расчетов с покупателями (front-office), так и для управления магазином или сетью магазинов (back-office). При этом спрос на традиционные ИТ-продукты остается на постоянно высоком уровне — благодаря открытию новых магазинов, а также за счет технического переоснащения уже существующих. Одна из характерных тенденций — стремление даже небольших ритейлеров к приобретению полнофункциональных решений, способных работать в рамках единой ИТ-инфраструктуры розничной сети. Так, одним из требований к фронт-офисным системам сейчас является наличие встроенных механизмов, реализующих всевозможные программы лояльности, скидочные, карточные программы и т.д. В то же время, бэк-офисные системы должны поддерживать различные сценарии работы с ценами, процессы управления товародвижением в магазине, сети, распределительном центре. Это говорит о том, что бизнес смотрит в будущее и заранее готовится к укрупнению форматов торговли.

Постепенно растет спрос и на относительно новые для российского рынка решения, такие как электронные ценники, системы самообслуживания покупателей, другие системы оптимизации потока покупателей и борьбы с очередями. Как правило, данные решения эксплуатируются пока лишь в экспериментальном режиме.

Крупная розница продолжает активные внедрения комплексных ERP-систем, систем консолидации отчетности и т.д. Ведущие игроки рынка, а в последнее время уже и предприятия из сектора СМБ, проявляют серьезный интерес к BI-решениям, системам прогнозирования спроса, планирования ассортимента и т.п., и, как следствие, — к надежным системам хранения, обработки и передачи данных. Помимо этого, имеющиеся в крупных супермаркетах собственные производства требуют от поставщиков решений обеспечения специализированным оборудованием и функциями бэк-офисной системы.

CNews: В чем вы видите специфику и конкурентные преимущества вашего решения «СуперМаг» — по сравнению с другими отраслевыми предложениями? Каковы нюансы его внедрения и поддержки?

Александр Поляков: Основное преимущество «СуперМаг» заключается в огромном количестве реализованных в системе бизнес-процессов. Здесь автоматизированы все функции работы магазина — продажи, закупки, управление складом, персоналом, отношениями с покупателями. Таким образом, «СуперМаг» — это основа для комплексной автоматизации торгового предприятия. Весьма существенным фактором является и то, что данная система изначально создавалась для работы в сети, а значит, в ходе ее эксплуатации не возникает проблем с масштабированием, синхронизацией, поддержкой различных уровней принятия решений. Множество бизнес-процессов и сценариев их реализации дают возможность пользователям динамично и гибко реагировать на любые локальные и глобальные изменения конъюнктуры, в том числе в области ценообразования, ассортиментной политики и т.д. Вместе с тем, «СуперМаг» обеспечивает соблюдение единых бизнес-стандартов в масштабах целой торговой сети. В частности, в систему встроены различные инструменты, помогающие свести к нулю «человеческий фактор», например, система подсказок и «алертов» при выполнении различных операций (скажем, при формировании заказа). Этому способствует и имеющийся в системе инструментарий бизнес-анализа, помогающий на основе актуальных данных о товарообороте принимать адекватные управленческие решения. Добавлю также, что существуют версии системы, настроенные для работы в различных отраслевых сегментах и торговых форматах, что сокращает сроки и затраты на внедрение системы.

«Сервис Плюс» как интегратор и поставщик комплексных решений для торговли, многое сделал для совершенствования технологии и сокращения средних сроков внедрения системы «СуперМаг», причем как на первоначальном этапе проекта, так и в процессе тиражирования.

CNews: Насколько сложно конкурировать на этом рынке отечественному поставщику с западными разработчиками отраслевых решений, особо востребованных в связи с подготовкой крупнейших предприятий российской розницы к IPO?

Александр Поляков: Несмотря на общие тенденции, связанные с укрупнением сетей и их выходом на международные финансовые рынки, подходы к информатизации различаются. Сейчас в России используются и автоматизированные системы «внутренней» разработки, и отраслевые версии полнофункциональных западных ERP-систем или специализированные пакеты (Oracle, SAP, MS, Retalix), и специализированные российские системы. И, в общем-то, сейчас места на рынке хватает всем — и российским, и западным вендорам. Ведь функциональность и надежность российских систем соответствуют всем требованиям российской розницы, причем по стоимости, как лицензий, так и услуг по внедрению, они доступны значительно большему числу потенциальных клиентов, в том числе в регионах. Кроме того, в российских системах гораздо лучше учитываются особенности российской розницы, особенно, что касается фронт-офисной составляющей, где определяющую роль играет российское законодательство. Наконец, интеграционные возможности ряда российских систем позволяют в случае необходимости создавать гибридные решения. В результате — по количеству внедрений в России отечественные продукты многократно превосходят западные.

CNews: Как можно охарактеризовать ситуацию информатизации торговых предприятий с точки зрения фронт-офисных систем? Насколько «закрыты» клиентоориентированные бизнес-потребности розницы на данный момент?

Александр Поляков: Развитие функционала, связанного с реализацией функций работы с покупателями и программ лояльности, — это один из приоритетов ритейлеров. Имеющиеся на рынке решения предлагают достаточно гибкий инструментарий реализации различных маркетинговых программ. Но разработчики фронт-офисных решений ищут новые пути и возможности для того, чтобы помочь ритейлерам воплотить в жизнь свои идеи в области работы с клиентами. Это относится и к программам лояльности на кассовом узле, и к продуктам для торгового зала и работы с поставщиками, и к решениям класса CRM. А поскольку данная сфера меняется очень динамично, придумываются все новые приемы и методы, продолжается большая совместная работа поставщиков систем и ритейлеров.

CNews: Какие тенденции сегодня превалируют в сегменте систем безопасности для розничной торговли? Как, в частности, розница защищается сегодня от краж?

Александр Поляков: Сегодня применяются самые разнообразные технические средства для обеспечения безопасности: противокражные системы различных конструкций (радиочастотные, акустомагнитные, электромагнитные), системы видеонаблюдения (в том числе с функцией автоматизированного интеллектуального анализа видеоряда), системы защиты товаров на витрине, разного рода датчики и счетчики посетителей, решения для охраны периметра и инженерных систем магазина. Однако будущее систем безопасности за интегрированными решениями. Например, все большее распространение получают системы видеоконтроля за кассовыми операциями, когда видеоряд синхронизируется с действиями на кассовом терминале, что дает большие возможности для оперативного анализа и принятия решений. Интегрированные решения также могут включать в себя систему разграничения доступа в различные помещения, решения, основанные на RFID-технологии, для отслеживания перемещения товаров внутри склада и магазина и т.д.

CNews: Какие проекты, реализованные вашей компаний в секторе розничной торговли за последний год, вы могли бы выделить как наиболее крупные, сложные и интересные?

Александр Поляков: Последний год был очень удачным для нашей компании. Как в Москве, так и в регионах мы выполнили десятки проектов, каждый из которых имеет для нас свою значимость. Особо отмечу лишь некоторые из них. Во-первых, это внедрение системы «СуперМаг» в дальневосточной розничной компании «Новая Заря». В ходе работ мы совместно с нашим региональным партнером — фирмой «Технологии Будущего» — успешно осуществили миграцию данных с ранее используемой системы без остановки работы магазина. Во-вторых, это проект, осуществленный в уральской сети «Антарес», в ходе которого были автоматизированы кассовые узлы, внедрены системы инвентаризации, установлены информационные киоски для покупателей. В-третьих, это построение системы оперативной отчетности и анализа на основе Oracle для сети книжных магазинов «Республика». Нами было выполнено и множество комплексных проектов для наших традиционных крупных заказчиков: X5 Retail Group, «Магнита», OBI, IKEA, «Глобуса», «Гроссмарта» и др.

CNews: Каковы ваши планы по развитию «торгового» направления в ближайшее время? На чем вы предполагаете делать основной акцент в будущем?

Александр Поляков: Безусловно, автоматизация торговли остается одним из стратегических направлений группы компаний «Сервис Плюс». Его развитие мы сосредоточим в нескольких областях. Во-первых, это дальнейшее совершенствование нашего продукта для комплексной автоматизации розницы «СуперМаг» — как с точки зрения его функциональности, так и по составу самого решения. Во-вторых, это вывод на рынок новых интеграционных решений для «сквозной» автоматизации розничных сетей и распределительных центров. В-третьих, планируется дальнейшее расширение нашего регионального присутствия в России и других странах СНГ — как за счет открытия собственных представительств, так и посредством развития партнерской сети. Кроме того, как группа компаний мы расширим перечень продуктов для розницы, включив в него решения других наших направлений, в том числе связанных с промышленной автоматизацией, ИТ-интеграцией и консалтингом. Наконец, запланирован запуск решений и продуктов, оптимизированных для различных сегментов розничного рынка.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS