версия для печати
Электронные новинки: что выбирают магазины?

Электронные новинки: что выбирают магазины?

Технологии, используемые в торговом оборудовании, постоянно совершенствуются. Удобство совершения покупок и скорость обслуживания стали нормой уже для многих нынешних торговых сетей. Всевозможные аппаратные новинки, с определенной периодичностью появляющиеся в торговых залах, только добавляют комфорта как простым потребителям, так и самим ритейлерам, делая при этом их бизнес все более эффективным.

Производителям торгового оборудования приходится идти в ногу со стремительно развивающимся рынком информационных технологий – использовать мобильные решения, применять средства беспроводной передачи данных, задействовать системы позиционирования, выпускать устройства "все в одном" и т.п.

По заявлениям интеграторов, автоматизация любой торговой единицы, будь то отдельный небольшой магазин или огромная сеть супермаркетов, требует комплексного подхода. Хотя внедряемые системы различаются масштабами и оборудованием, эффективность деятельности торгового предприятия всегда прямо пропорциональна консолидации информационного пространства, в которое замкнуто аппаратное и программное обеспечение.

Все чаще в крупных магазинах применяются различные автономные устройства, не требующие для своей работы подключения к персональному компьютеру (например, принтеры для автономной печати этикеток, весы самообслуживания и т.п.). Это позволяет упростить работу операторов с устройством, помогает избежать установки дорогого оборудования и прокладки дополнительных кабелей.

Уровень использования ИТ в производственном процессе крупнейшими отечественными ритейлерами сегодня довольно высок. Поэтому за редким исключением внедрение новых технологий уже не требует значительных затрат на модернизацию инфраструктуры и обучение персонала. В большинстве своем все новшества достаточно легко интегрируются в существующие системы автоматизации, что позволяет практически сразу начать их эксплуатацию. При этом большинство компаний, внедряющих новые технологии, отмечают положительный эффект от их использования – рост качества обслуживания, увеличение производительности труда, повышение прибыли.

Новинки сбора данных

Популярные сегодня в среде ритейлеров мобильные решения, используемые при инвентаризации и переоценке товара, позволяют оптимизировать рабочий процесс, свести к минимуму ошибки, сэкономить время и снизить затраты. Основные составляющие комплекса электронного оборудования для мобильной переоценки товара — терминалы сбора данных (ТСД), мобильный принтер, беспроводная сеть.

ТСД представляет собой портативный специализированный мини-компьютер, предназначенный для автоматизации торговли и учета. Он оборудуется встроенным сканером штрих-кода и дополнительной клавиатурой, имеет встроенную память и модули связи, с помощью которых подключается к компьютеру или напрямую к принтеру этикеток. В основном ТСД используются для инвентаризации в условиях больших складских помещений и обширной товарной номенклатуры.

Наиболее эффективно внедрение мобильных решений в магазинах со значительной ассортиментом товаров. В несколько раз возрастает скорость обработки и маркировки товара, уменьшается численность задействованного персонала, а риск ошибки сводится к минимумк. Очевидно, что компании, активно использующие возможности мобильных решений, значительно выигрывают в производительности и эффективности использования собственных активов, обеспечивают своих сотрудников новым уровнем свободы и гибкости условий работы.

Уйти от проводов

В дополнение к этому производители современного торгового оборудования используют новейшие технологии обмена данными, что позволяет избавиться от извечной "инфраструктурной" проблемы – лишних проводов, снять ограничения на дальность передачи данных, повысить скорость обмена данными между различными устройствами.

Помимо этого, довольно часто терминалы применяются для организации выездной торговли и при обслуживании с выездом к клиенту. Современные коммуникаторы и смартфоны позволяют торговому агенту всегда иметь под рукой полноценный персональный компьютер, с помощью которого решается весь спектр необходимых задач (ведение баз данных, связь, позиционирование), сокращается время на формирование заказа и его последующую передачу в систему учета. Для большей эффективности в дополнение к этим устройствам мобильной связи используются портативные принтеры, удобные функции и конструкция которых делают возможным быстро распечатывать счета и квитанции, уменьшая простои и увеличивая окупаемость.

Электронные ценники

Еще одна интересная (и пока еще практически не воспринятая российской розницей) технология – электронные ценники. Во многих странах мира она уже относительно давно и успешно применяется. В России же торговые сети пока не спешат с внедрением в свою практику этой, без сомнения, удобной, как для них самих, так и для покупателей, опции. Как отмечают специалисты, причинами тому служат плохое знание правил выкладки товара, его большой ассортимент (исчисляемый в супермаркетах средней величины десятками тысяч артикулов), а также некоторыми проблемами, связанными с законодательством.

Довольно оригинальным для России подходом можно признать и использование касс самообслуживания (self check out). Такого рода системы – дело почти обыденное для крупных мировых ритейлеров за рубежом. Отечественная же розница в большинстве своем пока игнорирует данную технологию. Вероятно, руководители отечественных торговых сетей опасаются, что среди потребителей появится немало желающих обмануть "умную машину". А возможно, дело в другом: вендоры еще не готовы адаптировать эти кассы к российской валюте. Впрочем, устройства уже начали приживаться в нашей стране: одна известная компьютерная компания установила подобные аппараты в своих магазинах. Правда, пока они работают в ограниченном режиме, поскольку ряд функций не поддерживается. Например, для того чтобы получить сдачу, нужно обратиться в обычную кассу.

Противокражные меры

Много новинок появляется и в сфере обеспечения безопасности торгового процесса. Воровать в магазинах принято не только в России — это общемировая проблема. Хотя считается, что большую часть краж совершают покупатели, не меньший ущерб наносят и действия персонала. В этом случае речь идет не только о прямых потерях от краж: наносится ущерб репутации магазина, ведь зачастую от действий недобросовестных продавцов страдают покупатели.

В настоящее время существует четыре вида противокражных систем: радиочастотная, акустомагнитная, радиомагнитная и электромагнитная. В состав любой из них входят датчики и метки для нанесения на товар, деактиваторы меток и съемники датчиков, противокражные антенны, реагирующие на попадание в их поле метки или датчика. Самая надежная, но и самая дорогая — акустомагнитная технология, получившая наибольшее распространение в магазинах непродовольственного формата. Повсеместно используемой благодаря относительно недорогому оборудованию и большому разнообразию противокражных этикеток и датчиков является радиочастотная технология. Однако она наиболее чувствительна к различного рода помехам, для увеличения надежности ее работы приходится использовать дорогостоящее оборудование, умеющее их подавлять. Сокращению злоупотреблений на кассовых терминалах способствуют системы видеонаблюдения за кассирами – программно-аппаратные комплексы, позволяющие фиксировать и анализировать действия персонала.

Очень перспективной может оказаться технология распознавания лиц. Сейчас она достаточно успешно используется, например, органами безопасности для отслеживания террористов в аэропортах и местах массового скопления людей. Появляются подобные системы и в супермаркетах. Благодаря им возможно отслеживать в торговых залах людей, уже попадавшихся на кражах.

Будущая тотальная конвергенция

Будущее торгового зала, несомненно, в комбинации различных технологий, соединении уже опробованных продуктов с новейшими решениями. Будущее – в тотальной конвергенции всех систем, в "выходе" торгового зала за свои собственные пределы, в своеобразном "переносе" торгового зала в "карман" потребителя, который сможет делать полноценный выбор и покупать товар с помощью своего смартфона 24 часа в сутки 7 дней в неделю. А, скажем, такие элементы умного дома, как умный холодильник уже вовсю развиваются на практике. Конечно, до идеала тут еще далеко, с технологической и организационной точки зрения необходимо еще очень много доработать, однако в любом случае тренд очевиден – розница старается максимально приблизиться к покупателю, поэтому ритейлеры все активнее будут использовать самые современные информационные технологии, интернет, другие телекоммуникационные возможности. Недалек тот день, когда за снабжение человека продуктами и предметами первой необходимости целиком и полностью будет отвечать электроника.

Благодаря стремительным темпам развития ИТ-рынка новинкам нужно совсем немного времени, чтобы превратиться в норму жизни. На сегодня наиболее ожидаемой, но пока не набравшей должного оборота считается автоматическая идентификация объектов (Radio Frequency IDentification, RFID) и завязанные на ней технологии: полки, сообщающие об отсутствии товара, тележки, которые ведут посетителя к нужному продукту, кассовые терминалы, сканирующие все покупки одновременно, и т.д. Такие крупные компании, внедряющие RFID, как немецкая сеть Metro Group, не спешат обнародовать данные об эффективности данной технологии. Более того, большинство внедрений было осуществлено на уровне склада, что не дает полноценного представления об использовании RFID в рознице. И тем не менее практически все эксперты сходятся в мнении о том, что в будущем повсеместного перехода на RFID не избежать.

Максим Никитин /CNews Analytics

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS