Обзор подготовлен

версия для печати
Дмитрий Сытин

Дмитрий Сытин:

Выход крупных сетей в онлайн – это начало перехода товарооборота в интернет

Какие технологии нужны торговым сетям? Собираются ли они отказаться от традиционных магазинов в пользу онлайн торговли? На вопросы CNews ответил Дмитрий Сытин, заместитель генерального директора по ИТ группы компаний «Утконос».

CNews: Каковы, на ваш взгляд, основные тенденции рынка информатизации ритейла на сегодняшний день?

Дмитрий Сытин: По моему мнению, основные тенденции рынка ИТ в ритейле – это внедрение и развитие информационного обмена между ритейлерами и поставщиками, автоматизация формирования потребности в пополнении запасов и размещения заказов на поставку, анализ клиентской среды и создание систем персональных предложений товаров и услуг, а также целевого маркетинга, внедрение систем самообслуживания.

CNews: Как вы оцениваете спрос на инновационные решения в ритейле, такие как RFID и Self-checkout и т.д.? Появился ли интерес к ним у заказчиков?

Дмитрий Сытин: Ритейлеры продолжают пробовать инновационные решения. Интерес к ним, несомненно, есть и будет. Ритейлеры пытаются использовать инновации для сокращения затрат и получения конкурентных преимуществ.

Возможно, будут новые пилотные проекты по внедрению технических инноваций, в том числе RFID, NFC, технологии, позволяющие минимизировать количество персонала в магазинах.

CNews: В 2009-2010 г. рынок торгового оборудования развивался по большей части за счет модернизации уже имеющейся инфраструктуры, а не реализации новых проектов. Изменилась ли ситуация в 2011 г.?

Дмитрий Сытин: Ситуация не изменилась. Новое оборудование приобреталось только в случае открытия новых магазинов и плановой замены используемого оборудования.

CNews: Более 60% российского ритейла – это небольшие торговые предприятия. Насколько они заинтересованы в ИТ-решениях? Что именно ими востребовано?

Дмитрий Сытин: Если внимательно посмотреть на ИТ-архитектуру маленького магазина, то она чаще всего одинакова: простейшая компьютерная сеть, проложенная знакомыми ИТ-шниками, пара-тройка компьютеров с продуктами 1С, касса или две с инфракрасным сканером, интегрированные с 1С, в лучшем случае – пара кассовых комплексов, если магазин работает в формате самообслуживания. Ими востребованы примерно это оборудование и программные решения.

Мне кажется, что более сложные ИТ-решения не востребованы этим сегментом ритейла.

CNews: Какие новые подходы уже появились или наметились в сфере информатизации ритейла? В частности, изменился ли спрос заказчиков на BI и EDI-решения?

Дмитрий Сытин: Новым или более распространенным стало использование EDI, data mining решений для анализа клиентской среды, целевого маркетинга и прогнозирования спроса.

CNews: Заинтересованы ли ритейлеры в облачных SaaS решениях?

Дмитрий Сытин: У ритейлеров от работоспособности ИТ-систем в большой степени зависит работоспособность технологических процессов. По моему мнению, в ближайшее время ритейлеры не будут переносить свои ИТ-системы в облака, чтобы не повышать риски снижения отказоустойчивости. Тем более, что основные российские ритейлеры уже инвестировали в собственные ИТ-системы и инфраструктуру.

CNews: Как решаются вопросы с хранением данных в торговых сетях? Что предпочитают заказчики – создавать собственные ЦОДы или пользоваться услугами облачных провайдеров (IaaS)?

Дмитрий Сытин: Данные хранятся в промышленных системах или сетях хранения данных. Применяют как colocation серверы во внешних ЦОДах, так и создание собственных. При этом вариант создания собственных ЦОДов сейчас встречается чаще.

CNews: Как обеспечивается безопасность данных, в особенности в связи с 152 ФЗ?

Дмитрий Сытин: После выхода последней редакции ФЗ-152 ритейлеры приводят свои системы в соответствие с требованиями закона. На текущий момент информационные системы находятся в разной степени соответствия закону.

У ритейла будет дилемма в части объема собираемых персональных данных и их последующего использования. С одной стороны, они будут должны минимизировать количество персональных данных по покупателю, с другой им необходимо максимальное их количество для использования при анализе клиентской среды и целевом маркетинге.

CNews: Состоялся ли в 2011 г. предрекаемый многими бум электронной торговли? Если нет, то почему?

Дмитрий Сытин: Насколько я знаю, произошел рост в несколько раз объемов реализации товаров через интернет. Крупные оффлайн сети предприняли попытки выхода в онлайн. Думаю, что это начало бума и перехода товарооборота в интернет.

CNews: Как вы оцениваете перспективы развития электронной торговли?

Дмитрий Сытин: Объем будет нарастать с каждым годом еще не менее 5 лет. Но весь товарооборот в интернет не перейдет. Вопрос о соотношении в будущем долей торговли через интернет и оффлайн торговли по-прежнему остается открытым.

CNews: Как вы оцениваете интерес торговых предприятий к ИТ-аутсорсингу? Готовы ли они отказаться от собственных ИТ-подразделений и передать обслуживание ИКТ-инфраструктуры сторонним организациям?

Дмитрий Сытин: Ритейлеры не откажутся от собственного ИТ, поскольку это часть технологической цепочки. На аутсорсинг будут отдаваться и отдаются вспомогательные услуги. Например, ремонт и обслуживание техники, монтаж и демонтаж оборудования и СКС и т.п.

CNews: Мир находится в ожидании второй волны экономического кризиса. Как, на ваш взгляд, он может сказаться на рынке ИТ в ритейле?

Дмитрий Сытин: Разные компании по-разному используют кризис. Одни – сжимают затраты по максимуму, в том числе и на ИТ. Другие – используют кризис для получения новых возможностей, чтобы выйти из него уже с новыми конкурентными преимуществами. Я думаю, что, в среднем, объем затрат на ИТ в отрасли сократится.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS