Обзор подготовлен
CNewsAnalytics
  При поддержке

Сертификаты качества

Сертификаты качестваВ настоящее время многие ИТ-компании знакомы с системами управления качеством. Некоторые внедряют у себя принципы управления качеством, но не спешат сертифицироваться в силу тех или иных причин. Другим же зачастую необходимо пройти процесс сертификации, хотя бы для того, чтобы получить заказ от потенциального клиента. К компаниям, которым желательно пройти процесс сертификации систем управления качеством, относятся разработчики ПО, в первую очередь те, кто предоставляет свои услуги на экспорт.

Во время существования страны Советов качество продуктов, выпущенных на территории СССР, не вызывало никаких сомнений. Отдельные компании и даже целые страны не заботились о наличии сертификатов качества у советских производителей. Автомат Калашникова был (и остается) самым лучшим автоматом в мире. Самолеты МиГ, Су и многие другие не нуждались в рекламе и гарантии качества этих продуктов.

Как производились все эти товары, мало кого интересовало. Это не значит, что на военных производствах не существовало систем управления качеством. Просто они назывались по-другому и не нуждались в сертификации.

Все изменилось с развалом СССР. Начали закрываться заводы, фабрики, НИИ, КБ и другие организации. Естественно, претерпели изменение и системы управления качеством. Как следствие, начало резко снижаться качество некоторых продуктов. Вместе с тем, российские компании начали предлагать на международном рынке продукты, которые были произведены уже в России.

Продукция отечественного ВПК продолжает оставаться на высоком уровне — это наследие систем управления качеством, которые существовали еще в СССР. А вот новые продукты, в том числе и ПО, могут вызывать определенные вопросы у иностранных покупателей.

Один из вопросов, которые задают заказчики, — а сможете ли вы вовремя и с должным качеством произвести тот или иной товар/услугу? И вот тут не все компании могут дать достойный ответ. Возникает вопрос, а как измерить это качество?

На самом деле, нужно не измерять качество продукта, а понять, насколько эффективно работает система управления качеством, через которую проходит этот продукт. Ведь невозможно сертифицировать все ИТ-продукты. Исключение, пожалуй, составляют только продукты или товары, которые используются в системах безопасности. Т.е., скорее, это — область криптографии, нежели разработки ПО, призванного оптимизировать работу отделов и т.п.

Иностранные организации быстро нашли, как ответить на этот вопрос, и разработали ряд методологий измерения качества. Пожалуй, наиболее распространенными являются CMM/CMMI и ISO 9000:2000. Мы не будем говорить о том, в чем отличия одного сертификата качества от другого, т.к. информации по этому вопросу предостаточно. Речь пойдет о том, имеют ли российские компании в своем наличии эти сертификаты, и если «да», то какие именно.

Наличие сертификата качества

Наличие сертификата качества

Источник: CNews Analytics, «Форт-Росс», 2004г.

Как показало исследование, проведенное CNews Analytics и «Форт-Россом», 43% российских разработчиков располагают тем или иным сертификатом качества. Следует обратить внимание, что уровень «проникновения» сертификатов в России — один из самых высоких в мире. И, как минимум, это лучший показатель в Европе. Многие потенциальные заказчики не знают об этом, поэтому компании и отраслевые ассоциации всячески должны подчеркивать этот факт.

Если немного абстрагироваться от российской специфики, то можно сказать, что за 2002–2004 гг. сертификаты 4–5 уровней CMMI получили ряд компаний («Motorola СПб», «Люксофт», «ЭПАМ Системс», IBA). Они стали первыми в Европе сертифицированными по 4 и 5 уровням CMMI. В целом, по числу сертифицированных компаний 4 и 5 уровня мы занимаем абсолютное лидерство в Европе.

Виды сертификатов

Виды сертификатов

Источник: CNews Analytics, «Форт-Росс», 2004 г.

По количеству сертификатов, которыми располагают российские разработчики ПО, с большим отрывом лидирует ISO 9000:2000. Во-первых, этот тип сертификата раньше начал распространяться в России, чем CMM/CMMI и процесс сертификации намного дешевле. Во-вторых, если компания работает и в Европе, и в США, в первую очередь, она будет стремиться получить именно ISO 9000:2000, который востребован в Европе. Уровень проникновения ISO 9000 в 2003 г. составлял 65%, в то время как CMM/CMMI — только 35%.

Тот факт, что ИТ-рынок США вышел из стагнации и проявляет больше «жизни», чем европейский, дает основания предположить, что в ближайшем будущем уровень проникновения CMM/CMMI может подрасти. Это не значит, что российские компании перестанут получать ISO 9000, просто основной упор некоторых разработчиков может быть перенесен на получение CMM/CMMI. Примеры тому, что этот процесс начался, уже есть.

Роман Боровко / CNews Analytics

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS