Rover Computers
официальный партнер CNews.ru

 

Обозрение подготовлено при поддержке  «ФостерГрупп»

iRU

Геннадий Сочилин: Перелом в пользу российских торговых марок неизбежен

Геннадий Сочилин 
На вопросы CNews. ru ответили Геннадий Сочилин, заместитель директора по развитию бизнеса iRU и Александр Панько, директор по маркетингу компании.

CNews. ru: Как вы оцениваете текущую расстановку сил на российском рынке ноутбуков? Окончательно ли определены здесь ведущие игроки, или же ситуация может кардинальным образом измениться в ближайшее время?

Геннадий Сочилин: По нашим оценкам, совместные усилия российских торговых марок (ТМ) позволили занять им более 40% рынка ноутбуков, а появление новых российских игроков и возрастающая активность «ветеранов», переломят это соотношение российские/западные в нашу пользу.

С ведущими игроками пока вроде все понятно, их двое и их легко видно по отрыву от остальных. Но как мне кажется это ненадолго, конкуренты не дремлют. Кроме того, на рынок будут выходить новые российские марки и хорошо нам знакомые «импортные», но пока официально не представившие российскому пользователю свой продукт. Рынок быстрорастущий и случиться может всякое, но серьезных кардинальных изменений в этом году мы не ожидаем.

CNews. ru: Удалось ли, на ваш взгляд, российским производителям ноутбуков сломать укоренившееся представление рядового пользователя о том, что продукция западных вендоров качественнее и надежнее, чем у отечественных?

Геннадий Сочилин: По опросам потенциальных пользователей, пока еще нет. Большинство потенциальных пользователей и торгового персонала компьютерных компаний все еще считает, что ноутбук западной ТМ, надежней ноутбука собранного под российской ТМ. Поэтому приходиться много время и сил затрачивать на разъяснительную работу. Но если посмотреть на суммарные продажи российских торговых марок, то все движется в нужную сторону.

CNews. ru: Каковы ключевые факторы, на которые делается упор в популяризации бренда iRU в России?

Геннадий Сочилин: Надежность продукта и компании. Качество товара и услуг соответствующее мировым стандартам. Наш товар удобно продавать и покупать. Лидерство в мобильных беспроводных технологий. iRU расшифровывается как интеллект России, мы верим и поддерживаем её интеллектуальный потенциал.

CNews. ru: Будет ли, на ваш взгляд, «серый» рынок ноутбуков в России уменьшаться?

Геннадий Сочилин: Видимо, в России «серый» рынок будет существовать еще очень долго. Его размер зависит от очень многих факторов: от политики продаж вендора в мире и в данном регионе, от выбранных партнеров и их стратегии продаж, от кризиса перепроизводства для отдельно взятого региона и т. д. и т. п. Это обширная тема для большого и отдельного разговора.

Я выделю один, на мой взгляд, очень важный факт, который сейчас поддерживает «серый» рынок, это курсовая разница международных валют. Если эта курсовая разница превышает, на сумму принятой дистрибуторской наценки, стоимость доставки товара из региона, не попадающего под юрисдикцию официального канала поставки, то «серый» импорт товаров будет только расти. И наоборот. Одно меня радует, что местным, т. е. российским товаропроизводителям боятся серого рынка стоит в последнюю очередь.

CNews. ru: Какая доля продукции вашей компании нацелена на корпоративный рынок, и какая — на потребительский? Планируете ли вы изменить это соотношение в будущем?

Александр Панько: В нашем товарном предложении конечно же есть платформа нацеленная нами на корпоративный сегмент рынка. Это модели серии Stilo. Занимают они 22% от общего кол-ва наших продажах. Однако и другие модели нашего модельного ряда продаются на корпоративный рынок в сегменте SMB. Общее распределение продаж: 30% корпоративный и 70% — потребительский рынки. По данному показателю мы немного опережаем тенденцию рынка, которая заключается в росте сегмента покупателей приобретающих ноутбуки за свой счет. На сегодняшний день, по результатам наших исследований более 60% всех продаваемых в России ноутбуков продаются в потребительском сегменте.

CNews. ru: Ваши прогнозы на второе полугодие этого года: ожидаете ли вы роста продаж ноутбуков? Есть ли какая-то связь между продажами на ИТ-рынке и активизацией политической жизни в период выборов?

Геннадий Сочилин: Наши прогнозы очень оптимистичны. Мне кажется, что темпы роста еще немного увеличатся и 2003 год мы закончим с итогом 260-270 тысяч штук против ранее прогнозируемых 235-250 тысяч. Прямой связи с выборами нет, а косвенная связь присутствует всегда.

CNews. ru: Как вы оцениваете дальнейшие перспективы технологии Centrino на российском рынке, не помешает ли ее распространению развитие 3G-сетей?

Геннадий Сочилин: Я думаю, что мировой рынок будет жить своей жизнью, а Российский как всегда своей. Уже сейчас видно, что в информационно развитых странах, в странах со зрелым рынком ИТ, таких как Япония, США и Европа — произойдет быстрый и качественный шаг в сторону развития беспроводных локальных и персональных сетей. Высокие опережающие темпы роста мы увидим в развитии общественных точек доступа. А корпоративные беспроводные сети будут расти гораздо медленней. Большим корпорациям с уже сложившейся эффективной инфрастуктурой они нужны только в минимальном объеме. Больший интерес к корпоративным беспроводным локальным сетям могут проявлять вновь организуемые малые и средние предприятия. Для них это и снижение и защита инвестиций в основные средства, и мобильность — как конкурентное преимущество.

В России как всегда не торопятся, мы будем смотреть, как там у них и ждать пока созреет «плод». Думаю, что в России быстрей разовьются небольшие корпоративные сети малых и средних предприятий, а уже далеко потом мы сможем сказать о каком-то более менее качественном покрытии страны общественными беспроводными сетями.

Касательно развития 3G сетей, могу сказать, что Я не вижу предмета конкуренции между ними. На мой взгляд, развитие 3G-сетей только поможет популяризировать использование различных беспроводных технологий и в частности Centrino, и поднимет ИТ-культуру пользователей на новый уровень.

CNews. ru: Планирует ли «НКА-Групп» представить под брендом iRu планшетные ПК, русифицировав рукописный ввод текста на русском языке? Нуждается ли российский рынок в этой технологии, или всерьез ее пока никто не воспринимает?

Геннадий Сочилин: В ближайшее время мы не планирует серийное производство планшетного ПК «на склад». Конечно это замечательный гибрид карманного ПК и ультра портативного ноутбука. У него большое будущее, но это не совсем новация. Это попытка номер два. Планшетные ПК — это своевременное возвращение к ранее предлагаемым технологиям в обновленном виде. Под возвращением я имею в виду ранее выпускаемые планшетные модели ноутбуков с перьевым вводом информации и управлением приложениями, а так же с системой распознавания почерка. Производились они еще на i386 и i486 процессорах, во времена легендарного Newton от компании Apple. И когда они появились — рынок был не готов их воспринять, рынок КПК (т. е. устройств с перьевым управлением и вводом данных) и рынок ультра портативных ноутбуков был тогда очень маленьким.

Сегодня карманные ПК вытеснили электронные записные книжки, став больше чем хорошим электронным органайзером, они привнесли новую привычку пользователям, расширив круг решаемых задач, позволили сформировать новую корпоративную культуру. Да и рынок ультра портативных ноутбуков существенно вырос, а на некоторых локальных рынках наблюдается повышенный спрос на мини ноутбуки. Второе пришествие планшетных ПК происходит при поддержке Microsoft и как никогда вовремя, что позволяет надеяться на успешное будущее этого продукта.

Но из всего вышесказанного, я вижу три причины, почему еще рано выходить на российский рынок. Первая: рынок карманных ПК в России очень мал и как следствие отсутствие культуры использования продукта устройств с перьевым вводом и управлением.

Вторая причина: годовой российский рынок ультра портативных ноутбуков составляет всего лишь 10% от общего объема продаж, а значит мало потенциальных пользователей. Сколько из тех, кто выбирает ультра портативный форм-фактор, захотят купить планшетный ПК.

И третья причина: Отсутствие официально локализованного программного обеспечения от Microsoft. Это значит, что по настоящему оценить достоинство возможностей планшетных ПК российские пользователи не могут. Для законченности позиционирования iRU как лидера мобильных беспроводных технологий и законченности модельного ряда, возможно, осенью мы представим корпоративным клиентам модель, которую они смогут получить «под заказ».

CNews. ru: Все ноутбуки iRU выпускаются на базе процессоров Intel. Не планируете ли вы в будущем включить в свои продуктовые линейки и ноутбуки на базе более дешевых процессоров AMD, или же в этом нет необходимости?

Геннадий Сочилин: Да, по-прежнему все ноутбуки iRU выпускаются на базе надежных процессоров Intel. И пока мы не планируем добавлять в наш модельный ряд ноутбуки, построенные на базе других процессоров других компаний. Но как вы понимаете, рынок есть рынок, и все может произойти. Если будет виден понятный прогнозируемый спрос, мы просто будем вынуждены его удовлетворить.

CNews. ru: Каков оборот компании «НКА-Групп» за 2002 год и каковы плановые показатели на 2003 год?

Александр Панько: Производство и продажи ноутбуков iRU мы начали в мае 2002 года. Прошедший год был для нас стартовым, и говорить о каких либо финансовых успехах пока рано. Для нас было главным создать узнаваемость марки и войти в рынок. И одной из приоритетных задач — достичь высоких темпов роста, которые мы успешно продемонстрировали. По оценкам нашей аналитической службы мы добились очень высоких показателей: показатель известности брэнда (brand awareness) у нас с 8% (август 2002) вырос до 31% (апрель 2003). Так же отмечается тенденция к сохранению высокого прироста занимаемой iRU доли на рынке (четвертый квартал 2002 — 4%, первый квартал 2003 — 6%, апрель 2003 — 7%). Наша цель до конца года — 12% рынка ноутбуков. Если мы ее достигнем, в чем, учитывая наши темпы роста, мы ни чуть не сомневаемся мы войдем в тройку лидеров рынка.

Средний темп прироста доли ноутбуков iRU в первом квартале 2003 — 22%. Особенно прочные позиции на рынке ноутбуков в апреле iRU занял в сегменте «Ultra Portables» -11% и в сегменте «Thin&Light» — 14%. Кроме показателей доли рынка мы планируем усилить нашу сервисную поддержку. В настоящее время у нас имеется 25 авторизованных сервисных центров, охватывающих все города с населением свыше 1 млн. До конца года мы планируем открыть авторизованные сервисные центры во всех городах с населением свыше 0,5 млн. чел.

CNews. ru: Спасибо.

Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS