Обзор подготовлен CNA

версия для печати

Владимир Шевченко

Владимир Шевченко:

Сегодняшнюю ситуацию можно назвать периодом взвешенного спроса на ИТ-сервисы

На вопросы CNews отвечает Владимир Шевченко, ИТ-директор группы АBB

CNews: Как изменились, на ваш взгляд, подходы к взаимодействию с сервис-провайдерами – в мире и в России, на фоне глобальных экономических изменений?

Владимир Шевченко: Глобальные экономические изменения наиболее ярко проявляют себя сегодня двумя факторами. Первый – это консолидация ИТ-игроков. Процессы слияний и поглощений в ИТ-индустрии начались несколько лет назад и довольно быстро стали демонстрировать характерные тенденции. Если первые слияния были просто поглощениями аналогичных бизнесов с целью расширения клиентской базы, то чуть позднее начало четко проявляться стремление к диверсификации в сторону сервисов. Это можно увидеть на примере таких компаний, как IBM и HP. Что касается второго фактора – рецессии - то она стала дополнительным мотиватором как к консолидации, так и к расширению сервисных направлений. Что вряд ли можно считать удивительным, учитывая большую маржинальность сервисов по сравнению с поставкой и дистрибуцией.

Мне кажется естественным, что в таких условиях отношения между сервис-провайдерами и их клиентами становятся более тесными и ориентированными на долгосрочное сотрудничество. Провайдер способен предложить клиенту более комплексные услуги. Клиенту же, как правило, удобно получать услуги из «одного окна». Конечно, при этом растут риски «хранения всех яиц в одной корзине». Но в данном случае эти риски часто могут быть компенсированы наличием положительной истории сотрудничества с данным провайдером, возможностью последнего предложить дополнительные скидки за счет эффекта масштаба и формализованным подходом к взаимоотношениям сторон.

Думаю, что все сказанное справедливо как на глобальном уровне, так и для России. Россия отличается от других стран своим законодательством, стоимостью и доступностью определенных ресурсов. Но базовые принципы организации и ведения бизнеса у нас такие же, как и везде.

CNews: Как вы оцениваете структуру спроса на ИТ-сервисы - насколько она отличается от ситуации до кризиса?

Владимир Шевченко: Докризисный период запомнился несколькими годами взрывного роста бизнеса в большинстве отраслей. Многие участники находились в ситуации близкой к той, которая определяется известной стратегией «снятия сливок». При быстром росте важно не потерять темп и наращивать объемы, увеличивая свою долю рынка до неизбежного момента «схлопывания». В таких условиях часто и легко жертвуют такими вещами как тщательный анализ затрат, эффективность использования ресурсов и т.п.

С точки зрения спроса на ИТ-сервисы я бы охарактеризовал этот период как период слабо-формализованного спроса. Организация могла достаточно легко, без тщательного сравнительного анализа купить аутсорсинговые или прочие услуги. Также могла отказаться рассматривать аутсорсинговые решения, основываясь на субъективном, не подкрепленном анализом суждении о том, что собственные сотрудники являются более надежным ресурсом. И даже те, кто в той или иной степени занимался анализом и расчетами, часто имели дополнительные средства для «расширенных потребностей» бизнеса.

На собственном примере могу сказать, что в 2007-2008 годах мой департамент получал довольно много запросов на срочную разработку дополнительного функционала и сложных аналитических отчетов в SAP. Собственные ресурсы хотя и могли выполнить данную работу, были загружены на несколько месяцев вперед и вынуждены были ставить новые задания в очередь. Бизнес же хотел получить это немедленно и был готов к дополнительным затратам. Т.е. мы отдавали часть работ внешним провайдерам. Для принятия такого решения бизнес-менеджменту часто было достаточно того факта, что получаемый финансовый эффект превосходит затраты в разрезе одного года.

Кроме перечисленного, для докризисного периода характерен высокий спрос на проекты и услуги стратегического характера и задачи «второй очереди». То есть разработка ИТ-стратегии, стратегии информационной безопасности, внедрение процессов и т.п.

С развитием кризисных явлений подход кардинально изменился. Бизнесы переключились на различные формы стратегий выживания и удержания рынка. Расходные бюджеты, включая ИТ, не только сократились, но и стали гораздо жестче контролироваться и анализироваться. Соответственно, упал спрос на услуги, не дающие быстрый прямой положительный финансовый эффект для бизнеса. Сегодня наиболее востребованы такие сервисы, которые позволяют экономить в краткосрочной перспективе. Повысился интерес к решениям на основе аутсорсинга и новых технологий. При этом анализ решений проводится очень тщательно и взвешенно. Обладатели значительных ресурсов получили возможность выполнить дорогие инвестиционные и консалтинговые проекты с существенной экономией. Ярким примером являются «Северсталь» и «Газпром», недавно заключившие контракты на внедрение SAP. А безусловным лидером являются, конечно, сервисы по поддержке существующей инфраструктуры. Сегодняшнюю ситуацию я бы назвал периодом взвешенного спроса на ИТ-сервисы.

CNews: Какая доля ИТ-задач в среднем выводится вовне? Насколько показатель различается в мировой и российской практике?

Владимир Шевченко: Думаю, что на этот вопрос нет однозначного ответа. Многое зависит от вида бизнеса и от того, насколько сильно и в чем именно он зависит от ИТ. Главное правило простое: бизнес-экспертиза должна оставаться на стороне компании. Все технические и неключевые для бизнеса компетенции можно в принципе вывести на аутсорсинг. Одни и те же компетенции могут быть критичными для одного бизнеса и неключевыми для другого.

В моей корпорации - в группе АВВ - обслуживание около 80% всей инфраструктуры выведено на аутсорсинг. В некоторых странах уже выведено или готовится к выводу на аутсорсинг и обслуживание SAP. То есть общая доля аутсорсинга очень высока. При этом внутри компании остаются специалисты высокой квалификации, такие как системные архитекторы и руководители сервисных направлений. Нужно отметить, что вывод сервисов на аутсорсинг вовсе не дань моде, а ответ на просьбу бизнеса снизить ИТ-расходы, высказанную еще в 2002г. То есть аутсорсинг уже давно помогает нам экономить. При этом в российском подразделении АВВ доля аутсорсинга довольно невелика. И по той же причине – мы используем только те решения, которые дают, в том числе, и финансовый эффект.

Мне известны разные варианты использования аутсорсинга инфраструктуры и бизнес приложений, используемые такими компаниями как BP, Siemens, Shell. Специфика цепочек создания конкурентных преимуществ приводит у них к разным вариантам использования аутсорсинга. Но в целом доля аутсорсинга в глобальных компаниях обычно превышает 50%.

В России доля аутсорсинга в целом существенно ниже. Что объясняется, в первую очередь, слабой развитостью данного рынка, малым количеством востребованных предложений со стороны сервис-провайдеров.

Кстати, для мирового рынка характерна большая доля «стратегического» аутсорсинга. Когда, например, обслуживание всей инфраструктуры или бизнес-приложений передается в управление провайдеру. Для России на сегодня более характерен «точечный» аутсорсинг. То есть, выводятся только некоторые процессы или функции. Либо потому, что сервис-провайдер не может предложить более комплексного решения, либо из-за высокой стоимости некоторых услуг.

CNews: Как бы вы оценили экономическую эффективность ИТ-аутсорсинга? Какие методики подобной оценки адекватны российским реалиям, на ваш взгляд?

Владимир Шевченко: Аутсорсинг по сути является инструментом. Как и любой инструмент, он может быть бесполезен для решения одних задач и более или менее эффективен для решения других. Для оценки экономической эффективности, на мой взгляд, можно использовать практически любые методики из существующего многообразия. Главное условие – методика должна быть адекватна конкретной ситуации. Лично я предпочитаю методики на основе расчета совокупной стоимости владения.

Еще одним важным условием является учет всех релевантных факторов и рисков с учетом их весовых коэффициентов. Это, в общем-то, тоже вполне стандартный подход. Для принятия решения такой расчет может быть приведен к чисто финансовым показателям, либо представлен в каком-то другом наглядном виде.

Что касается российских реалий, не думаю, что они влияют на методику проведения оценки. Скорее – на набор и вес релевантных критериев оценки.

CNews: Какие сервисные контракты вы заключали в последний год?

Владимир Шевченко: В течение 2009 и в начале 2010 года мы расширили уже имеющийся контракт с российским подразделением IBM на услуги хостинга инфраструктуры SAP – в связи с расширением функционала системы и набора используемого оборудования. Кроме этого, мы заключили еще одно соглашение – на услуги co-location инфраструктурного оборудования. В настоящее время идет проект по перемещению этого оборудования в ЦОД IBM.

Также мы завершили пилотный проект с компанией "Ксератек" на услуги полного аутсорсинга офисной печати. Пилот прошел успешно и теперь в течение года мы переведем на аутсорсинг практически все офисы и площадки в России.

Кстати, аутсорсинг – практически стандартное решение вопроса печати во всех индустриально развитых странах. Как человек, который уже дважды проводил тщательную оценку такого рода услуг, берусь утверждать, что это очень выгодный вид аутсорсинга. Как для профессионального провайдера, так и для клиента. В том числе и для клиента, умеющего эффективно оптимизировать затраты на печать, обслуживаемую самостоятельно. Тем не менее, предложение такого рода услуг в России крайне мало.

CNews: Каковы ваши принципиальные ожидания от ИТ-аутсорсинга?

Владимир Шевченко: При обсуждении аутсорсинга на первый план обычно выходят два главных фактора – затраты и риски.  Аутсорсинг обычно устраняет часть рисков и затрат, связанных с существованием собственного персонала. Но при этом несет некоторые свои риски.

В условиях рецессии в первую очередь я ожидаю от аутсорсинга снижения уровня своих затрат при сохранении собственных рисков на прежнем уровне. Задача не тривиальная, но вполне достижимая.

В период стабильности вполне может быть интересен и другой вариант. Сохранение или даже некоторое увеличение затрат, сопровождаемое существенным ростом качества и объема предоставляемых сервисов. Это может быть повышение уровня надежности системы, времени восстановления, гибкость в предоставлении сервисов конечным пользователям и многое другое.

CNews: Спасибо.

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS