Обзор подготовлен CNA

версия для печати

SaaS: от чего зависит успех применения модели

SaaS: от чего зависит успех применения модели

SaaS выглядит сегодня наиболее перспективным способом доставки приложений, утверждают аналитики. Однако рынок убеждает не теория, а только практика – то, насколько действительно эффективен новый подход, и насколько массовое распространение получает в итоге сервис.

Модель SaaS – одна из наиболее дискуссионных тем в России сегодня ввиду все еще сохраняющегося скепсиса относительно ее эффективности. Впрочем, в реалиях отечественного рынка поле для дискуссии пока крайне скудное – очень мало поставщиков, решений, еще меньше – реальных проектов. Собственно, предмета для диалога немного. Тем не менее диалог ведется и достаточно активно. Российское ИТ-сообщество не хочет сильно отставать от мирового, а в мире практика SaaS уже успела подрасти. Тем более странно было бы отворачиваться от веб-ориентированной концепции доставки приложений в эпоху "облаков".

SaaS фактически и есть одна из составляющих "облака". Отсюда и ее преимущества для заказчика – возможность сократить расходы на закупку, установку и поддержку оборудования и софта, параллельно решая с помощью ИТ требуемые задачи бизнеса. Преимущество, в свою очередь, для поставщика – возможность "уйти" от проблемы пиратства.

Мировой опыт показывает, что многие виды приложений легко и успешно "вписываются" в концепцию SaaS (или, наоборот, SaaS "вписывается" в них). Это программные продукты, которые решают определенные, не ключевые, как правило, задачи компании, которая хотела бы сэкономить на построении необходимой для них инфраструктуры у себя. Соответственно, под SaaS уже сориентировались такие направления, как HCM, CRM, управление совместной работой и пр. Считается, что эта модель применима в первую очередь для стандартных бизнес-задач и процессов, т.е. не подразумевает серьезной адаптации решения под специфику конкретного заказчика.

Трудности продвижения

Продвижение SaaS в России осложняется не только слабой информированностью рынка и его традиционным скепсисом в отношении инноваций. Есть вполне объективные причины, тормозящие распространение этой модели. Во-первых, технологический фактор – в масштабе страны все еще недостаточно развиты магистральные каналы широкополосного доступа в интернет, т.е. просто физически SaaS не может быть использована заказчиком в любой точке. 

Во-вторых, фактор безопасности – здесь включаются традиционные опасения, с которыми хорошо знакомы сервис-провайдеры, работающие на рынке ИТ-аутсорсинга. Заказчики беспокоятся о защите своей информации и не очень доверяют в этом вопросе провайдеру. К тому же не очень понятно, как обеспечить соответствие этой части ИТ-инфраструктуры (если вообще считать ее таковой) требованиям 152-ФЗ (закона о персональных данных). 

В-третьих, фактор зависимости от поставщика – сейчас видится, что при использовании модели SaaS она будет выше, чем при привычном "старом" формате взаимодействия. Соответственно, выше риски заключения и расторжения контракта. Как и в случае с ИТ-аутсорсингом в общем, критичен момент надежности поставщика, заказчику нужны гарантии, что через год тот все еще будет присутствовать на рынке и продолжит предоставлять сервис.  

Со своими сложностями сталкиваются и поставщики, от которых ждут большей активности по расширению предложения SaaS. Во-первых, им нужно применять новый подход к разработке продуктов. Во-вторых, нужно менять организацию работы с партнерами. В-третьих, маркетинговый фактор – нужно продвигать эти решения на рынке, что особенно сложно для нишевых некрупных провайдеров.

Помимо этих уже осознаваемых трудностей, остаются пока не до конца проясненные моменты. Например, какова может быть гибкость подобных SaaS-решений по сравнению с традиционными? Насколько просто и в принципе возможно настраивать их под конкретного заказчика? Как интегрировать SaaS-решение в существующую ИТ-инфраструктуру?

Практических знаний в этой связи, как и фактов, полученных в результате реализации подобных инициатив, в России пока крайне мало – соответственно, много мифов и опасений. Очевидно, что все перечисленные сложности преодолеваемы, возможно, даже быстро  - но все упирается в накопление соответствующего опыта, причем локального, именно в нашей стране. 

Рекомендации иностранцев: как обеспечить успех SaaS-инициативы

На мировом рынке, где уже накоплен определенный опыт использования приложений по сервисной модели, аналитики начали формулировать некоторые базовые установки для пользователей и  ИТ-специалистов – как совместными усилиями обеспечить эффективность SaaS.

Во-первых, как при реализации любой новой инициативы, сервис-провайдеру необходимо самому сформировать "под себя" рынок. Нужно построить сообщество, жизнеспособность и активность которого зависит от лидеров, тех, кто поставляет технологии, делится опытом и создает дискуссионное поле в связи с продвигаемыми решениями или концепциями. Важно, чтобы в дискуссию постоянно вовлекались новые участники, а количество партнеров и клиентов, использующих технологию – расширялось. Постепенно лидеры сформированного сообщества из числа тех, кто добился наибольшего эффекта от SaaS, должны перейти к процессу стандартизации. Документирование, выработка единых стандартов – это важная работа по устранению известной болевой точки.

Во-вторых, необходимо изучить основные элементы ИТ-инфраструктуры партнерского сообщества и совместными усилиями обеспечить ее усовершенствование, с тем чтобы она лучше соответствовала продвижению нового сервиса.

В-третьих, нужно придерживаться эволюционного пути развития – т.е. медленного продвижения, без нарушения построенных у партнеров и клиентов инфраструктур и бизнес-процессов. Это подразумевает изучение сложившихся практик ведения бизнеса, адаптацию к ним без создания параллельной или дополнительной инфраструктуры. Другими словами, продвигаемые решения SaaS должны отвечать (либо адаптироваться к) потребностям сообщества, а в дальнейшем подстраиваться под нужды партнеров и клиентов.

В-четвертых, поставщику необходимо обеспечить "образовательную" поддержку партнерам и клиентам, например в виде обучающих программ, с предоставлением веб-доступа к ним. Параллельно нужно предусмотреть "поощрительную" систему, чтобы привлекать новых партнеров к продвижению решения.

В-пятых, проведение политики "интенсификации" использования SaaS, например за счет постоянного отслеживания модели, информирования о результатах и полученных преимуществах, а также решения выявленных проблем и преодоления тормозящих факторов. Желательно вовлекать в эти процессы все сформированное сообщество.

Антон Булусов

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS