Обзор подготовлен CNA

версия для печати

Рост рынка ИТ-услуг в России пока не превысит 10%

Рост рынка ИТ-услуг в России пока не превысит 10%

По оценкам экспертов, в 2010 г. объем рынка ИТ-услуг составит порядка 4,3-4,5 млрд долл. Даже с учетом благоприятной экономической конъюнктуры его рост не превысит 10%. В числе актуальных приоритетов заказчиков останутся системы безопасности, поддержка ИТ-инфраструктуры, телекоммуникационные решения и аутсорсинг. В то же время услуги консалтинга, внедрения ERP-систем будут пока пользоваться меньшим спросом.

В декабре 2009 г. группа "Астерос" провела исследование с целью выявления наиболее востребованных ИТ-услуг в 2009-2010 гг. В опросе приняли участие 104 клиента компании.

По данным "Астерос", в 2009 г. падение отечественного рынка ИТ-услуг составило около 30-33%. Соответственно, восстановления до уровня докризисных показателей можно ожидать не раньше 2012 г., говорится в отчете компании.

Российский рынок ИТ-услуг в 2010 г. продолжит развиваться неравномерно и неоднородно. Теперь "локомотивом" роста, по прогнозам "Астерос", станет ИТ-аутсорсинг, с которым компании в условиях финансовых ограничений связывают надежды на возможность снижения затрат – например, на ИТ-поддержку. Доля этого сектора по итогам 2010 г. увеличится, предположительно, на 10-15%.

Направление системной интеграции покажет умеренный рост до 5-10%. Спрос на услуги ИТ-консалтинга останется на уровне 2009 г., а сегмент внедрений бизнес-приложений вырастет на 5%.

Перераспределения бюджетов не будет

По структуре затрат на ИТ ситуация, по сравнению с 2009 г., кардинально не изменится, полагают в "Астерос". Более половины ИТ-бюджетов компаний – до 55% – будет приходиться на поддержку существующей ИТ-инфраструктуры. Причина остается прежней - число "выживающих" предприятий все еще превышает количество предприятий, делающих ставку на развитие, пояснили в компании.

Затраты на модернизацию в 2010 г. составят приблизительно 35% ИТ-бюджетов. Эта статья расходов возрастет в основном за счет реализации отложенного спроса на модернизацию в 2009 г.

Объем финансирования инноваций останется на уровне прошлого года и не превысит 10%. Всплеска интереса к инновациям, в том числе масштабного применения таких технологий, как SOA и SaaS, ожидать не стоит, считают в "Астерос".

Прогноз: Структура ИТ-затрат в 2010 г.

Источник: "Астерос", 2009

Нужные сервисы

По мнению специалистов "Астерос", в 2010 г. будут в первую очередь востребованы услуги, связанные с защитой персональных данных и внедрением технологий виртуализации. Последнюю как раз кризис сделал актуальной – виртуализация рассматривается сегодня как наиболее эффективный инструмент сокращения затрат на эксплуатацию и обслуживание ИТ-инфраструктуры, а также экономии на последующей закупке оборудования.

С точки зрения аутсорсинга, ожидается достаточно высокий спрос как на услуги ИТ-поддержки в целом (30%), так и на услуги ЦОД (18%). Управленческий консалтинг, предположительно, пока так и будет оставаться наименее приоритетным направлением с точки зрения заказчиков. Внедрение ERP, по данным "Астерос", также кажется большинству маловажной в текущий момент ИТ-инициативой. При этом 23% готовы инвестировать в ИТ-консалтинг как таковой – по всей видимости, с тем чтобы найти новые возможности экономии.

Наиболее востребованные ИТ-услуги в 2009-2010 гг.

Источник: "Астерос", 2009

"По сравнению с кризисным 2009 годом, в 2010 году будет наблюдаться умеренный восстановительный рост. Основная причина этого в том, что ИТ-бюджеты многих компаний по-прежнему серьезно ограничены антикризисной политикой. Внедрение инноваций и распространение новых технологий главным образом будут осуществлять наиболее финансово стабильные компании с современным менеджментом, которые рассчитывают в кризис завоевать большую долю рынка", – считает президент группы "Астерос" Михаил Эренбург.

Сергей Попсулин, Антон Булусов

Сергей Шеленцов

Сергей Шеленцов:

На некоторые запросы компаний предложения от поставщиков просто отсутствуют или имеют завышенные расценки

На вопросы CNews отвечает Сергей Шеленцов, руководитель Службы интеграции информации и операционной отчетности "Вымпелком".

CNews: Как вы оцениваете структуру спроса на ИТ-услуги со стороны операторов связи в изменившейся экономической ситуации? Насколько она отличается от ситуации до кризиса?

Сергей Шеленцов: Спрос на ИТ-услуги был, есть и будет. А телеком – вообще бизнес, который базируется на ИТ-услугах и решениях и тесно с ними переплетается. Безусловно, наступивший кризис привнес свои корректировки в деятельность многих ИТ-департаментов. Бюджеты были пересмотрены. В результате этого, например, в "Вымпелкоме" было принято решение полностью отказаться от части сервисов, ранее предоставлявшихся внешними поставщиками. Расчет был на то, что уменьшение бюджета так или иначе затронет все направления бизнеса, и интенсивность запуска и вывода на рынок новых услуг и продуктов также будет подвержена корректировке, и мы силами ИТ-департамента и его внутренними ресурсами сможем оказать им необходимую поддержку. Однако, несмотря на кризис, компания продолжает активно реализовывать новые проекты, и мы должны их поддерживать и предоставлять все наши сервисы в полном объеме. Как результат - потребность компании в ИТ-услугах осталась на прежнем уровне, бюджеты сократились, а нагрузка на ИТ специалистов колоссально возросла. В этих условиях в случае позитивного варианта развития экономической ситуации, вероятно, можно говорить о том, что отложенный спрос приведет к росту потребления ИТ-услуг.

Полный текст интервью

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS