|
|
Обзор подготовлен
Затраты на внешние ИТ-услуги, услуги по ИТ-обучению персонала и затраты на развитие внутренних ИТ-служб в среднем по экономике соотносятся как 62,4/3,6/34. Эта структура довольна устойчива и существенно не меняется. Однако нельзя однозначно сказать, что философия аутсорсинга безоговорочно вытесняет идеологию опоры на собственные силы. Особенно, если учесть, с какими темпами сегодня растет объем средств на оплату труда специалистов ИТ-отделов и насколько устойчиво падают темпы спроса на внешние ИТ-услуги.
Вопрос о структуре рынка ИТ-услуг – один из ключевых, как из содержательных, так и из технических соображений. Во-первых, это вопрос о том, что считать ИТ-услугами и как адекватно оценивать их объем. Во-вторых, это довольно интересный вопрос о конкуренции между компаниями-аутсорсерами, предлагающими свои ИТ-решения, и внутренними ИТ-отделами предприятий-заказчиков, пытающимися максимально большое количество задач решить собственными силами. Наконец, в–третьих, это не менее значимый вопрос о том, сколько средств предприятия инвестируют в ИТ-обучение персонала, что важно, прежде всего, из-за прямой зависимости эффективности внедренной ИС от компьютерной грамотности персонала предприятия, который должен уметь с ней работать.
Классификация ИТ-услуг: 6 основных групп
1) консалтинг по АО и ПО, связанный с вопросами его установки и эксплуатации, выбора типов и конфигурации АО во взаимосвязи с используемым ПО, анализ потребностей и проблем заказчика, предложения и рекомендации по наиболее эффективному и экономичному решению проблем разработки необходимого ПО, приобретения и использования компьютерных комплексов и систем;
2) услуги по сопровождению, адаптации, документированию ПО, как уже существующего на предприятии, так и изготовленного по заказу;
3) услуги по разработке ПО на заказ, в том числе операционных систем и средств их расширения, средств управления базами данных, средств интерфейса и управления коммуникациями, прикладных программ для проектирования, управления техническими средствами и технологическими процессами, решения организационно-экономических задач, обучения, моделирования и т.д.;
4) консалтинг по информационному обеспечению и обработке данных, а также по подготовке и вводу данных, формирования систем описания данных (словарей и классификаторов), выработки рекомендаций по структуре построения баз данных и языкам запросов и т. д.
5) услуги по техническому обслуживанию и ремонту ЭВМ различных типов, а также используемого совместно с ними периферийного оборудования, включая наладку и обслуживание ЛВС;
6) услуги по обучению сотрудников во внешних организациях, связанному с развитием навыков использования ИКТ.
Источник: CNews Analytics, 2007
Принципиально, что все указанные выше виды деятельности учитываются как ИТ-услуги, если в договоре (контракте) можно отделить их стоимость от стоимости сопровождающих закупок АО и ПО. Расходы предприятий на развитие внутренних ИТ-служб включают в качестве основной составляющей оплату труда работников ИТ-отделов предприятия (как списочного, так и несписочного состава), разрабатывающих программные средства (с учетом обязательных отчислений по существующим законодательным нормам – ЕСН и страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
В целом по экономике текущий этап развития ИТ-рынка (если говорить только о корпоративном секторе) характеризуется четкой тенденцией вытеснения затрат на ИТ-услуги в общей структуре ИТ-затрат. Тенденция прослеживается с 2005 года, когда доля ИТ-услуг, предоставленных внешними организациями, сократилась с 17,8% до 17,2%. В 2006 году тенденция сохранилась – доля ИТ-услуг составила теперь уже 15,8%. При условии сохранения соотношения между ростом доходов предприятий и долей средств, направляемых на ИТ, по итогам 2007 года ситуация, как минимум, не изменится – в среднем доля ИТ-услуг составит 15,7%, в том числе 5,5% от общего объема затрат на ИТ-услуги составят расходы на ИТ-обучение персонала.
Впрочем, расходы предприятий на ИТ-обучение работников ведут себя от года к году довольно стохастично. Так, в 2003 году на ИТ-обучение персонала предприятиями было затрачено на 31,3% больше средств, чем годом ранее, но уже в следующем 2004 году объем затрат по данной статье сократился на 9,2%. Следующий 2005 год принёс «выброс» – почти +63% прироста по отношению к предыдущему году, а в 2006 году - снова сокращение на 8%. Прогноз в таких условиях дать сложно, однако если придерживаться средних характеристик ряда динамики за период 2002-2006 гг., то объем затрат предприятий на ИТ-обучение в 2007 году составит порядка 2,6 млрд руб. (из 47,5 млрд руб. на ИТ-услуги внешних организаций в целом).
Динамика затрат на ИТ-обучение
Источник: CNews Analytics 2007
Не лишним будет отметить, что если затраты предприятий на ИТ-консалтинг, разработку и внедрение ИС указывают на степень восприимчивости к новым технологиям, прежде всего, менеджмента предприятия, то затраты на услуги по ИТ-обучению персонала вкупе с затратами, направленными на развитие внутренних ИТ-служб, являются индикаторами того, насколько предприятие как целое подготовлено к технологической модернизации и эффективному использованию её результатов. Необходимым условием является не только возможность пригласить на предприятие консультанта и осуществить собственно внедрение, но и наличие в трудовом коллективе своих собственных хорошо подготовленных сотрудников, способных эффективно использовать в своей работе преимущества, даваемые внедренными технологическими средствами, имеющих необходимые знания и навыки, чтобы стать полноценными членами приглашенной команды внедренцев и грамотно отслеживать интересы предприятия при осуществлении проекта, а в определенных вопросах даже составить им конкуренцию, избавив предприятие от необходимости отдавать большие деньги на сторону.
Если предприятие обучает своих сотрудников по неким минимальным стандартам, а в ИТ-отделах содержат малооплачиваемых специалистов средней квалификации, то это означает, что в его распоряжении лишь «пользователи», которые могут работать с системой, пока сама система не начала давать сбои или не возникла потребность в ее обновлении. В этом случае, новое обращение к услугам внешней компании-аутсорсера неизбежно, как только у предприятия сформируются новые ИТ-потребности.
Совсем иное дело, если в результате обучения предприятия получают специалиста, сертифицированного по конкретному информационному продукту, а штат ИТ-отделов укомплектован высококлассными специалистами, и на временной контрактной основе к их работе привлекаются ещё и «звёзды» в своей профессии. Тогда на предприятии удается сформировать такую группу специалистов, что в последующем оно не будет более нуждаться в существенной части услуг компании-аутсорсера, и сможет ограничивать свои расходы только закупкой лицензий нового, интересующего его ПО. Это сэкономит 15-20% средств ИТ-бюджета, которые в противном случае пошли бы на дорогостоящие внешние ИТ-услуги и, обеспечит определенную технологическую независимость.
Динамика затрат на ИТ-услуги внешних организаций
Источник: CNews Analytics 2007
Затраты на внешние ИТ-услуги, услуги по ИТ-обучению персонала и затраты на развитие внутренних ИТ-служб в среднем по экономике соотносятся как 62,4/3,6/34. С определенными незначительными изменениями эта структура довольна устойчива и существенно не меняется. Завышенные (по отношению к сегодняшнему дню) затраты на содержание ИТ-отделов и ИТ-обучение были характерны для периода 4-5 летней давности. Например, в 2002 году совокупные затраты по этим двум статьям составляли 42% от общего объема затрат на внешние ИТ-услуги и внутренних ИТ-затрат (сейчас - менее 38%). Однако нельзя однозначно сказать, что философия аутсорсинга безоговорочно вытесняет идеологию опоры на собственные силы. Это не так, особенно, если учесть, с какими темпами сегодня растет объем средств на оплату труда специалистов ИТ-отделов и насколько устойчиво падают темпы спроса на внешние ИТ-услуги.
Отраслевой срез динамики 2006 года дает довольно неравномерную картину – в ряде отраслей (таких, как транспортное машиностроение, химическая промышленность, телекоммуникации и связь) рост расходов на услуги внешних ИТ-консультантов сопровождался одновременным ростом расходов на внутренний ИТ-персонал, в других отраслях (пример – электронное машиностроение, металлургия, государственное управление) при росте одного вида затрат снижался другой. Причем в другие периоды отраслевая картина была совершенно иной. Резонно говорить о существовании различных стратегий информатизации – дополняющей (как в первом случае) и замещающей (как во втором случае), но ни одна из них, однако, не имеет устойчивых приверженцев. Из года в год картина по различным отраслям меняется - предприятия корректируют или резко меняют политику ИТ-расходов.
Владимир Карачаровский / CNews Analytics