версия для печати
Рынок системной интеграции в России движется в правильном направлении

Рынок системной интеграции в России движется в правильном направлении

На системную интеграцию сегодня, по разным оценкам, приходится от 15% до 30% всего российского сектора ИТ. Рынок все больше смещается от «железа» к услугам, и оптимисты уже сегодня называют системную интеграцию одним из его кластеров. Хотя зрелым и сформировавшимся этот сектор в России, по мнению самих игроков, пока не является, в большинстве своем они уверены, что происходящие здесь процессы имеют правильный вектор.

Что считать системной интеграцией?

Рынок системной интеграции — довольно абстрактное понятие. Кто-то понимает под ним комплекс консалтинговых и инжиниринговых услуг, кто-то добавляет к этому еще и поставки серверного и сетевого оборудования, а также программного обеспечения. Главная проблема возникает здесь при попытке оценить этот рынок — не очень понятно, в конечном итоге, что считать.

Если включать в этот рынок поставки компьютерной техники, предполагает Константин Анисимов, заместителя генерального директора компании «Микротест», он окажется достаточно большим — около $10 млрд. Если же говорить только об интеграторских услугах (т.е. внедрение бизнес-приложений и их интеграцию между собой, услуги по созданию и обслуживанию инфраструктуры для внедрения бизнес-приложений) — то от этой цифры вряд ли останется больше 10%. При этом растут, по мнению эксперта, именно интеграторские услуги и продажи ПО, а рост продаж инфраструктурного оборудования не превышает 7-10%.

По мнению же Романа Плющенкова, директора по развитию бизнеса Columbus IT Russia, если подходить к понятию СИ глобально (т.е. включать и поставки оборудования, и ПО, и широкий спектр различных услуг), то можно говорить о величине в районе $14 млрд и темпах роста - примерно в 25% в год. Сергей Щербина, директор по маркетингу «Квазар-Микро», оценивает рынок СИ как рынок любых проектов для корпоративных клиентов -  в $9-10 млрд. А если говорить только об объеме услуг, то, по его мнению, показатель составит в 2007 году около $3,5-3,7 млрд. Несмотря на то, что темпы, скорее всего, будут снижаться, рост составит по итогам этого года не менее 20%.

Тагир Яппаров, председатель совета директоров группы компаний «АйТи», в оценках объема российского рынка системной интеграции склонен больше доверять данным международных исследовательских компаний. Он ссылается на IDC, оценивших рынок в 2006 году в $2,99 млрд. По данным, опубликованным в исследовании Analysis And Trends By IT Services, Russia международной компании Pierre Audoin Consultants в августе 2007 года, российский рынок ИТ-услуг составил 2,35 млрд. евро. «Что касается собственно рынка проектных услуг (именно так в России чаще всего толкуется понятие «системная интеграция»), то я считаю взвешенной оценкой за 2006 год — $2-2,2 млрд. Темпы же роста рынка ИТ-услуг, частью которого является системная интеграция, по мнению аналитиков обеих вышеназванных компаний, в ближайшие три года будут колебаться на уровне 20-25%. Однако, на мой взгляд, они могут оказаться выше планирующихся — на уровне 25-30%. В первую очередь, за счет активной реализации приоритетных нацпроектов, которые будут активно входить в стадию разворачивания крупных ИТ-решений, и других федеральных программ», - считает Тагир Яппаров.

Молодость или зрелость?

По своей сути ИТ-рынок считается "догоняющим", напрямую зависящим от успехов экономики в целом. Соответственно, пока она растет, пока наращивают обороты компании разных отраслей, развивается и рынок информационных технологий, и в частности, сектор системной интеграции.

Практически все эксперты сходятся во мнении, что о зрелости рынка системной интеграции говорить пока преждевременно. Об этом лишний раз свидетельствуют относительно высокие темпы его роста — на уровне 20-25%, по разным оценкам. Кроме того, для российских ИТ-компаний IPO — пока только предстоящий этап, в то время как более зрелые западные коллеги его уже прошли. Некоторые уже даже рассматривают возможность обратного процесса — перехода из статуса публичных компаний в частные, рассчитывая таким образом увеличить эффективность управления бизнесом. При этом капитализация российских интеграторов еще недостаточна для работы в тех моделях бизнеса, где  действуют зарубежные игроки. Например, по аутсорсинговым контрактам - когда последние могут себе позволить сначала выкупить у заказчика ИТ-инфраструктуру, а затем получать оплату за предоставление ему ИТ-сервисов в течение трех-пяти и более лет. 

«Рынок системной интеграции становится, с одной стороны, более структурированным и сфокусированным — компании позиционируют себя все более четко и ясно, они сформулировали для себя те сильные стороны, которые будут развивать в дальнейшем, а от непрофильных направлений постепенно отказываются. — считает Тагир Яппаров, председатель совета директоров группы компаний «АйТи», - С другой стороны, с точки зрения бизнес-зрелости, рынок пока нельзя назвать оформившимся, поскольку большинство игроков не имеют достаточно значимой доли рынка».

Кроме того, большую часть дохода основные игроки сейчас получают не от собственных решений и услуг, не от знаний, которые они накопили по индустриям, отраслям, на которых работают, а от «горизонтальных» решений. Хотя постепенно крупные компании накапливают отраслевую экспертизу, и это можно считать одним из показателей повышения уровня зрелости рынка.

Тем не менее, пока состояние российского сектора системной интеграции можно оценить, по словам Романа Плющенкова, директора по развитию бизнеса Columbus IT Russia, как развивающееся. Растет число компаний, публикующих информацию о заключении новых контрактов, что говорит о повышении информационной открытости сектора. В секторе идет процесс консолидации, в результате которого формируются крупные компании, набирающие необходимую критическую массу и способные оказывать влияние на тенденции в целом. Ядро отрасли, по мнению Дмитрия Сивохина, заместителя генерального директора по технологиям «R-Style», на текущий момент уже сформировалось и состоит из крупных ИТ-компаний, готовых предложить свои услуги для решения практически любых бизнес-задач. На этом фоне узкопрофильные компании, которых, тем не менее, остается еще довольно много, стремятся либо влиться в крупные холдинги, либо объединить свои усилия с другими смежными направлениями. Кстати, этот шаг частично помогает решить одну из ключевых на сегодняшний день проблем российского ИТ-рынка — кадровую. Дефицит профессиональных специалистов в отрасли настолько велик, что становится чуть ли не одним из главных сдерживающих факторов для роста.

Сергей Щербина, директор по маркетингу «Квазар-Микро», добавляет, что рынок системной интеграции в России пока еще очень далек от насыщения: «Несмотря на то, что некоторые традиционные сегменты, например, такие, как внедрение ERP-систем, становятся все более массовыми и уже входят в стадию зрелости, сектор бизнес-систем верхнего уровня, составляющих основу рынка западных в странах, у нас еще только формируется. Темпы его формирования будут зависеть, в первую очередь, от степени информированности, заинтересованности и готовности корпоративных клиентов к модернизации своих основных производственных процессов».

Чем живет интегратор?

Несмотря на явное «взросление» российского ИТ-рынка, основой оборота интеграторов по-прежнему остаются поставки аппаратных средств и ПО. По словам Константина Анисимова, доля услуг в бизнесе интеграторов (в зависимости от конкретной компании) сейчас составляет от 20 до 40%. Однако она неуклонно увеличивается и при этом, что немаловажно, является наиболее доходным сегментом. Как уверяет Сергей Щербина, именно в сегменте услуг инвестиционная и инновационная активность интеграторов сегодня наиболее высока, именно здесь происходит основная борьба за влияние на рынке; те компании, которым лучше удастся убедить клиентов покупать сложные бизнес-решения, и окажутся, в конечном итоге, в выигрыше.

Существует устойчивая тенденция к увеличению спектра услуг в портфеле предложений, подчеркивает Роман Плющенков, и росту их доли в общей выручке компаний. Среди наиболее популярных направлений эксперт называет управленческий и ИТ-консалтинг, внедрение бизнес-приложений, информационную безопасность, что примерно совпадает с ключевыми направлениями развития западных ИТ-компаний, но российские игроки демонстрируют пока меньший уровень зрелости по этим направлениям бизнеса.

По мнению Тагира Яппарова, в настоящее время наиболее традиционными и типичными направлениями деятельности интеграторов, помимо названных управленческого и ИТ-консалтинга, внедрения бизнес-приложений и информационной безопасности, являются интеграция инфраструктурных решений (включая телекоммуникационную инфраструктуру и системы связи, вычислительную инфраструктуру, базовые инфраструктурное ПО), ИТ-аутсорсинг и техническая поддержка. Кроме того, как отмечает председатель совета директоров «АйТи», все чаще возникает потребность в такой чисто интеграторской услуге как реализация функций генерального подрядчика при построении крупных информационных систем — они включают в себя консалтинг, разработку архитектуры решения, управление субподрядчиками. Если говорить о технологических нишах, то это построение корпоративных хранилищ данных и систем бизнес-анализа (BI), развитие решений на стыке ИТ и систем управления производственными процессами.

Рассуждая о наиболее востребованных решениях, Юрий Баев («ТехноСерв А/С») в первую очередь акцентирует внимание на отказо- и катастрофоустойчивые решения, построенные на продуктах и технологиях класса Hi-End. Эксперт констатирует активное развитие  направления по внедрению бизнес-приложений, таких как ERP, CRM и др., и считает, что в ближайшие годы будет реализовано немало интересных проектов в этой области (прежде всего, в телекоммуникационном и банковском секторах).

Другим ключевым направлением развития бизнеса многие эксперты считают разработку специализированных вертикальных решений и продуктов, предназначенных для удовлетворения бизнес-потребностей заказчиков определенной отрасли. По мнению Романа Плющенкова, внедрение специализированных, сильно кастомизированных решений становится тенденцией российского рынка. Того же мнения придерживается и Тагир Яппаров, который полагает, что разработка и внедрение вертикальных отраслевых интегрированных решений — одно из наиболее перспективных направлений ближайших лет.

Что же касается направлений бизнеса по рыночным сегментам, то, как пояснил Константин Анисимов, у ИТ-компаний в основном уже сложился пул крупных заказчиков, дающих им основной бизнес и представляющих такие отрасли, как добыча и переработка сырья, энергетика, транспорт, финансы, и, конечно, органы государственной власти. В 2006-2007 гг. на ИТ-рынок стали также массово выходить с заказами предприятия перерабатывающей промышленности и сферы услуг, являющиеся в большинстве своем представителями среднего бизнеса.

Тренды — организационные и технологические

Говоря о тенденциях, которые сегодня правят этим рынком, необходимо разделить их на организационные и технологические. Среди первых большинство экспертов, в первую очередь, выделяют процессы, связанные с уже отмеченной консолидацией рынка. Так, по свидетельству Константина Анисимова, заместителя генерального директора компании «Микротест», именно в 2007 году этот давно предсказываемый процесс стал особенно заметен. Прошли довольно крупные слияния/поглощения, и в будущем консолидация отрасли вокруг компаний из первой десятки наверняка продолжится. Владимир Горбунов утверждает, что в 2007 году происходило не просто укрупнение игроков рынка, а появилась ИТ-олигархия — компании, ориентированные на выполнение проектов в крупных государственных структурах.

Причин для этого тренда здесь несколько. Как полагает Роман Плющенков, с одной стороны, это желание топ-менеджмента компаний осуществить выход на IPO, а, как известно, политика слияний и поглощений позитивно отражается на стоимости компании и отношении к ней со стороны инвесторов. С другой стороны, возможности рынка уже не позволяют за счет органического развития демонстрировать такие же темпы роста, как прежде, и практика M&A рассматривается как один из инструментов ускорения  бизнеса. Кроме того, увеличивающийся спрос со стороны заказчиков на комплексные решения (в том числе и в секторе СМБ), а диверсификация портфеля услуг также диктует необходимость в консолидации. В рамках одного холдинга «собираются» компании, имеющие четкую специализацию — дистрибуторы, консультанты, сервис-провайдеры и т.д. Таким образом, крупные интеграторы, приобретая новые компетенции и расширяя спектр уникальных услуг, могут одновременно покрывать максимальное число самых разных задач, не прибегая к услугам субподрядчиков.

Следующая тенденция — постепенное развитие рынка ИТ-аутсорсинга. Компании, вложившие значительные средства в построение дорогостоящей ИТ-инфраструктуры, сегодня нуждаются в ее поддержке. С другой стороны, многие сталкиваются уже с необходимостью ее апгрейда, либо замены. Соответственно, аутсорсинговые услуги становятся все более интересны - как крупным российским предприятиям, так и западным представительствам, не желающим тратить деньги на дорогое оборудование и большой штат для его обслуживания.

Заказчики, уже завершившие построение ИКТ-инфраструктуры и наращивание вычислительных мощностей, смещают свой фокус на внедрению решений, обеспечивающих автоматизацию тех или иных бизнес-процессов. По убеждению Юрия Баева, исполнительного директора компании «ТехноСерв А/С», успешное решение этих задач невозможно без профессионального консалтинга, отсюда — постоянное увеличение доли этой услуги в бизнесе системных интеграторов.

Еще одна тенденция ближайших лет — неизбежное увеличение количества профессиональных специалистов. По наблюдениям Дмитрия Сивохина, спрос на ИТ-специалистов сегодня в два раза превышает предложение. По статистике, среди выпускников, закончивших российские ВУЗы по ИТ-специальностям, лишь десятая часть имеет адекватное представление об ИТ-рынке, способна реализовать себя в профессиональном плане, творчески и гибко подойти к задаче. Западные выпускники, в свою очередь, также нуждаются в некоторой адаптации к российскому рынку. К тому же прогресс отрасли настолько очевиден, что специалистам необходимы регулярные программы повышения квалификации. На этом фоне сегмент образовательных услуг в ИТ-отрасли имеет хорошие перспективы.

Заметным в последнее время стало увеличение маркетинговой активности российских интеграторов, что явилось следствием растущего накала конкурентной борьбы среди местных игроков, а также ответом на приход в Россию иностранных компаний.

Среди технологических тенденций одной из ключевых является смещение проектов от интеграции на уровне «инфраструктура - приложения» к интеграции «между приложениями». Как отметил Константин Анисимов, сегодня заказчики демонстрируют все больший интерес к приложениям верхнего уровня — таким, как интеграционные шины, BI-приложения.

Сергей Щербина одной из наиболее заметных тенденций рынка называет активное продвижение специализированных отраслевых ИТ-решений. По его мнению, в развитие этого направления будут вкладываться значительные ресурсы, ведь сейчас компании накопили значительный опыт в реализации «горизонтальных» проектов, работа на которых дает возможность почувствовать истинные бизнес-потребности заказчиков, а управление долгосрочными проектами позволяет отладить все процедуры взаимодействия в ходе проектов. Поэтому сейчас степень готовности поставщиков ИТ-услуг позволяет выходить к клиенту с предложениями автоматизировать ключевые бизнес-процессы.

Стоит отметить и всплеск интереса к решениям в области информационной безопасности. По словам Дмитрия Сивохина, спрос на эти услуги за год увеличился почти на 50%. Причем впервые за последние годы профессиональные решения в этой области практически вытеснили самописные программы, что говорит о повышении уровня квалификации ИТ-специалистов и о стремлении компаний соответствовать общепринятым международным стандартам в области защиты своих данных. И, конечно, большое будущее видится всем за сервис-ориентированной архитектурой. СОА подразумевает промышленный подход к построению любых систем. А усиление конкуренции, которое влечет за собой развитие этого направления, очевидно, будет позитивно влиять на качество продукта.

Прогнозы

Мало кто сомневается, что и в ближайшем будущем, и в более отдаленной перспективе российский рынок системной интеграции продолжит развиваться. Но что это будет за развитие, какие факторы будут на него влиять, и, в конце концов, по какому именно пути пойдет рынок — здесь мнения уже не однозначны.

Роман Плющенков (Columbus IT Russia), считает, что на развитие российского ИТ-рынка в целом, и рынка системной интеграции в частности, наиболее существенное влияние, скорее всего, будут оказывать два ключевых фактора: стоимость энергоносителей и экономико-политическая ситуация в стране. Исходя из этого, эксперт предполагает ряд сценариев, описывающих состояния рынка при различной динамике изменения данных факторов: «Наиболее позитивный сценарий развития ИТ-рынка возможен в случае роста цен на энергоносители, являющиеся основным источником ресурсов для инвестирования в ИТ, и акцентирования государственной политики на построении экономики знаний, порождающей рост потребности в ИТ. В данном случае можно ожидать увеличения темпов роста рынка до уровня 30% в год. Однако более консервативным и реалистичным сценарием является продолжение роста цен на нефть и использование государством стратегии, основанной на максимизации прибыли от использования природных ресурсов. В такой ситуации можно прогнозировать замедление темпов роста рынка до уровня 20% в год. Однако даже при таком сценарии динамика роста останется довольно высокой по сравнению с европейским и американским ИТ-рынками. Другие сценарии развития, связанные с сокращение объема инвестиций в ИТ при падении цен на нефть и снижением потребности в ИТ, предполагают значительное замедление темпов роста рынка».

В большинстве своем эксперты предрекают годовой рост рынка на уровне 15-18%. Во всяком случае, в отдаленной перспективе, по мнению большинства опрошенных игроков, вряд ли стоит ожидать более динамичных показателей, как, впрочем, и вряд ли эти показатели опустятся ниже 15-процентной отметки.

Очевидно, что в ближайшие годы продолжится процесс консолидации игроков за счет слияний и поглощений. Как полагает Константин Анисимов, возможно, скоро мы станем свидетелями сделок по приобретению крупными западными игроками российских компаний. В связи с высокой конкурентностью ИТ-рынка все большее значение в продажах, видимо, будет играть маркетинг как инструмент усиления бренда.

Во многом рост рынка будет зависеть от развития производственных отраслей экономики страны и, как следствие, от реализации отложенного спроса на ИТ-решения. Как считает Сергей Щербина, традиционно, на рынок будет активно влиять государство, причем уже не только через государственные закупки, но и через реализацию крупных инициатив. Определенное влияние на рынок, скорее всего, будут оказывать и вновь создаваемые государственные корпорации, которые могут стать крупнейшими заказчиками на рынке.

Так или иначе, но на рынке по-прежнему существует большой неудовлетворенный спрос на услуги системных интеграторов. Пока еще уровень информатизации в промышленности и госуправлении существенно отстает от положения, достигнутого здесь в развитых экономиках. По оценке Владимира Горбунова из «Сибинтек», потребуется не менее 5-7 лет, чтобы затраты на ИТ в России в расчете на одного человека достигли среднеевропейского уровня.

Леонид Волчанинов

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS