Обзор подготовлен При поддержке
CNewsAnalytics Comptek

MERA Networks

Константин Никашов: Угроза вторжения на российский VoIP-рынок новых иностранных игроков маловероятна

Константин НикашовО современном состоянии рынка IP-телефонии в России, проблемах и перспективах его развития CNews.ru рассказал Константин Никашов, вице-президент по развитию бизнеса компании MERA Networks.

CNews.ru: Какие наиболее значимые интриги, на ваш взгляд, имели место на рынке IP-телефонии в России в 2003 г.?

Константин Никашов: Основной интригой в России, как и в остальном мире, была борьба вокруг статуса IP-телефонии. Не секрет, что IP-телефония подрывает бизнес существующих телефонных компаний и во всем мире есть лоббирование со стороны телефонных операторов с целью придать ей такой же статус, как и обычной телефонии, так как это произошло на Украине. Это влечет за собой государственное регулирование этого рынка и вытекающие из этого проблемы операторов IP-телефонии. Говорить о том, что для российского VoIP-рынка эта интрига уже закончилась пока что преждевременно.

CNews.ru: Динамичное развитие российского телекоммуникационного рынка в целом, и рынка IP-телефонии в частности, создает угрозу вторжения на российский рынок иностранных компаний. Готов ли, на ваш взгляд, отечественных рынок IP-телефонии к подобному вторжению, которое будет сопровождаться агрессивной рекламой, и поддерживаться внушительными рекламными бюджетами?

Константин Никашов: Тенденции рынка IP-телефонии во всем мире очень похожи на то, что происходило почти десять лет назад с рынком интернет-доступа. Первоначально рынок принадлежал достаточно большому количеству мелких операторов — пионеров, а по мере роста объемов рынка на него пришли крупные игроки в виде больших телефонных компаний. То же происходит сейчас в IP-телефонии.

В 2003 году на этом рынке стали активно работать такие компании, как РТКОММ, Golden Telecom, Equant. То есть полный спектр — национальный оператор, компания, изначально созданная иностранным инвестором, и крупный иностранный оператор. И этот список постоянно растёт. Однако крупные операторы не могут полностью закрыть все потребности рынка, и всегда будет оставаться поле деятельности для средних и мелких компаний.

Что же касается угрозы вторжения новых иностранных игроков — то она, на мой взгляд, маловероятна. Построение инфраструктуры IP-телефонии в такой большой стране как Россия — это дорогое мероприятие, конкурировать уже придется с крупными операторами, а услуга IP-телефонии еще не стала настолько массовой, что бы оправдать вложения.

CNews.ru: Известно, что использование протокола IP в офисных АТС является эффективным средством создания телекоммуникационной инфраструктуры предприятия. Однако российские компании не спешат внедрять на своих предприятиях подобные решения. Как скоро, на ваш взгляд, отечественный бизнес начнет масштабное использование IP-решений, в том числе для создания офисных АТС?

Константин Никашов: Честно говоря, массового внедрения VoIP в офисных АТС пока нет нигде. Основные причины этого явления — существующее представление о том, что IP-телефония обладает низким качеством и надежностью и высокие затраты на приобретение и развертывание IP-АТС. Сейчас минимальная цена за один телефон в офисной IP-АТС составляет порядка $200, а с учетом необходимых изменений в локальной сети офиса — $300. Это существенно выше традиционных технологий. Более того, все преимущества IP телефонии проявляются только тогда, когда офисная АТС подключается к оператору сразу по IP, а операторы пока только начинают осваивать такую услугу.

Что же касается гибридных (конвергентных) решений — когда внутри офиса используется технология обычной АТС, а для связи с внешним миром и между офисами — IP-телефония, то они сейчас развиваются очень успешно, в том числе и в России. Здесь мы нисколько не отстаем.

Если хотите субъективный прогноз, то ближайшие два года конвергентные решения будут очень быстро развиваться, особенно в России. Массовое использование VoIP в офисных АТС начнется не ранее чем через пару лет, когда цены на оборудование упадут до уровня обычных АТС, а операторы массово начнут предлагать подключение компаний сразу по IP-телефонии.

CNews.ru: Некоторые специалисты считают, что время IP-телефонии вот-вот канет в лету и на смену ей уже идет другая технология — конвергентные сети передачи данных. Согласны ли вы, что NGN-сети вытеснят IP-телефонию и как скоро это произойдет?

Константин Никашов: Для ответа на этот вопрос нужно подойти к IP-телефонии как к одному из сервисов сети передачи данных. Этот сервис очень специфичный, но всё-таки только сервис. В этом определении она останется еще на долгое время.

Что же касается развития сетей передачи данных, то технологии никогда не стоят на месте. Многие операторы уже сейчас перестраивают свои сети, но революционных изменений, видимых пользователю, пока не предвидится. Справедливее ставить вопрос как быстро появятся новые сервисы — пакетное телевидение, видеосвязь.

CNews.ru: В какой степени решения российских производителей в сфере IP-телефонии востребованы иностранными VoIP-провайдерами?

Константин Никашов: В России не так много производителей решений в области IP-телефонии, и в целом мы владеем очень небольшой долей рынка. Однако есть ряд ниш, особенно в области программного обеспечения, где российские компании занимают неплохие позиции.

Например, наши пограничные контроллеры MERA VoIP Transit Softswitch используют порядка 100 иностранных операторов, и здесь мы на равных конкурируем с западными производителями.

CNews.ru: Расскажите о наиболее интересных проектах, реализованных вашей компанией в 2003 г.?

Константин Никашов: Наиболее интересный наш проект — совместный с компанией Nortel Networks. В нем мы осуществляем подключение офисных IP-АТС производства Nortel Networks в сеть оператора непосредственно по интерфейсу IP-телефонии через наше оборудование. Интеграция MVTS с IP-PBX производства Nortel обеспечит гибкое межсетевое взаимодействие IP PBX с разнообразным оборудованием в сети операторов связи, и, в результате, позволит провайдерам предлагать своим корпоративным клиентам надежную, эффективную и доступную по цене офисную телефонную станцию.

Во всем мире таких проектов пока единицы. Сейчас решение тестируется на сети Comstar. Процесс находится в заключительной стадии, и мы надеемся, что его успешное завершение позволит создать модельную сеть, которая будет затем развёртываться по всей России. Думаю, что это решение, прежде всего, будет интересно операторам альтернативной связи — одному из самых быстрорастущих сегментов современного телекоммуникационного рынка России.

CNews.ru: Каковы планы компании относительно развития бизнеса на рынке решений для IP-телефонии?

Константин Никашов: Я могу назвать два направления развития: первое — разработка оборудования для оптимизации сетей операторов IP-телефонии, т.е., по сути дела, развитие существующей линейки продуктов компании «МЕРА», а второе — оборудование для подключения офисов компаний к сетям операторов IP телефонии.

Второй класс оборудования — это наша новая разработка, на которую мы возлагаем большие надежды. Оно позволяет операторам подключать своих клиентов, минуя телефонную сеть, и предлагать им расширенный набор услуг. Наша MVKS или IP Key System — это IP PBX, рассчитанная на малые и средние предприятия. Она легко интегрируется в сеть провайдера и предоставляет все необходимые опции, такие как перевод звонка, переадресация вызова, конференц-связь и т.д. Что немаловажно, при всей своей многофункциональности, это довольно доступное по цене решение.

Хочется отметить, что основное отличие наших разработок — то, что все они ориентированы не на интересы предприятия или на провайдера, а на эффективное сочетание таких интересов, что способствует их взаимовыгодному сотрудничеству.

CNews.ru: Какие изменения, на ваш взгляд, произойдут на рынке IP-телефонии в России в ближайшие 2–3 года?

Мы ожидаем массового прихода IP-телефонии в офисы российских компаний за счет развертывания конвергентных офисных IP АТС. Возможности расширения бизнеса операторов только за счет роста дешевой междугородней и международной связи уже почти исчерпаны, и все ищут способы расширить свой бизнес за счет увеличения набора предлагаемых услуг, а это невозможно без прямого подключения клиентов к сетям IP-телефонии.

CNews.ru: Спасибо.



Вернуться на главную страницу обзора

Версия для печати

Техноблог | Форумы | ТВ | Архив
Toolbar | КПК-версия | Подписка на новости  | RSS